Туркмению ждет жесткий передел

Эксперты прогнозируют довольно жесткую, возможно и кровавую борьбу за власть после смерти президента Туркмении Сапармурата Ниязова, поскольку реальная власть сейчас находится у силовых министров




Правительство Туркмении назначило вице-премьера Гурбангулы Бердымухаммедова исполняющим обязанности президента страны. Кроме того, и.о. президента возглавил государственную комиссию по организации похорон Сапармурата Ниязова, скончавшегося минувшей ночью от остановки сердца на 67-м году жизни.

Наблюдатели отмечают, что по сложившейся еще с советских времен традиции, глава комиссии по похоронам бывшего лидера становится новым главой государства. Однако согласно конституции Туркмении, обязанности президента два месяца (до новых выборов) должен был исполнять председатель меджлиса (парламента) Туркмении Овезгельды Атаев. Однако, как его охарактеризовал эксперт, главный редактор крупнейшего сайта по центрально-азиатской тематике "ЦентрАзия", политолог Виталий Хлюпин, Атаев - 55-летний учитель, юрист, бывший глава Верховного Суда - личность, в общем-то, неяркая и малоприметная. Что, собственно, и подтвердило назначение Бердымухаммедова и.о. президента.

По словам Хлюпина, Туркмению ждет короткий, но, скорее всего, довольно жесткий (может, и кровавый) период передела власти. И в таких условиях многократно возрастает роль так называемых силовиков, за плечами которых сосредоточена реальная сила. Среди тех, кто может претендовать на власть в стране - 60-летний министр обороны Агагельды Мамедгельдыев, 40-летний глава МВД Акмамед Рахманов, а также министр безопасности Гельды Аширмухамедов, "гэбист еще советской закваски".

Наиболее реальные шансы политолог отдает Аширмухамедову, однако если Мамедгельдыев и Рахманов объединятся, сказать, кто победит, невозможно. Заведующий Отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин среди тех, кто готов побороться за власть в стране, называет руководителей Министерства внутренних дел, Министерства национальной безопасности и Службы охраны президента. В случае силового решения, Грозин отдает предпочтение МВД, поскольку, по его словам, это Министерство не подвергалось тотальным чисткам. Кроме того, у МВД больше всего активных штыков и его поддерживает большая часть местной элиты.

Что же касается шансов у кого-то из гражданских лиц занять кресло Ниязова, то это может случитсья лишь в качестве "ширмы или компромиссной фигуры". И глава похоронной комиссии, и глава МИД Рашид Мередов могут формально возглавить старну, но реальных рычагов власти у них не будет.

Президент Туркмении Сапармурат Ниязов был деспотичным и авторитарным правителем. Скорее всего, борьба за ниязовское наследство будет вестись традиционными для восточных систем управления методами. Такой прогноз дал председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. России в этой ситуации, считает сенатор, необходимо поддерживать самые широкие контакты со всеми представителями туркменского политического класса.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ Ахмед Билалов считает, что отсутствие в Туркмении харизматичного лидера приведет к активизации силовой борьбы за власть. "Полное отсутствие, а именно методичное уничтожение, всех государственных институтов привело к тому, что внутриполитическая жизнь в Туркмении полностью отсутствует", - считает он. По мнению депутата, именно отсутствие лидера, способного взять власть в стране, может привести к неполитическим силовым способам борьбы.

Глава думского комитета по международным делам Константин Косачев выразил надежду, что российско-туркменское взаимодействие с приходом к власти в Туркмении нового руководства активизируется. Вместе с тем, Косачев подчеркнул, что сейчас практически невозможно предсказать, как будут развиваться события в Туркмении.

Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский высказал прогноз по поводу грядущей нестабильности после похорон Ниязова. "До похорон все будет тихо, однако затем развернется ожесточенная борьба между кланами в самой республике за передел собственности", - сказал Жириновский журналистам. Кроме того, заявил вице-спикер, борьба за контроль над Туркменией может развернуться между американцами и иранцами. Иран, по его мнению, несомненно попытается протолкнуть своего кандидата в президенты, чтобы в последующем попытаться присоединить к себе Туркменистан. Но и американцам нужен прямой коридор в Афганистан…

Выбор читателей