Лукашенко просьба не беспокоиться

В Евросоюзе немало противников российско-германского газопровода, которые не теряют надежды "завалить" проект. А после недавней газовой ссоры с Россией к ним присоединилась Белоруссия




Море помогает обойтись без посредников. Несмотря на козни завистников, Россия и Германия полны решимости проложить газовую трубу по дну Балтики. СЕГ, совместный проект "Газпрома" и немецких концернов BASF и E.ON, должен соединить российский Выборг с германским Грайфсвальдом уже в 2010 году. Первая "нитка" начнет ежегодно перекачивать в Европу 27,5 млрд кубометров российского газа. Затем, в 2012 г., войдет в строй вторая очередь, и пропускная способность увеличится до 55 млрд кубов в год, а это составляет более 10% нынешнего объема импорта газа всеми странами ЕС. В дальнейшем планируется проложить ответвления от СЕГ к берегам Швеции и Великобритании.

Для реализации проекта создан консорциум Nord Stream, в котором "Газпрому" принадлежат 51% акций, BASF и E.ON – по 24,5% акций. Возглавляет консорциум Герхард Шредер. Это он два года назад, еще будучи в должности канцлера ФРГ, приложил все силы, чтобы российско-германское рамочное соглашение о строительстве СЕГ было подписано, а затем встал во главе проекта уже как частное лицо. Сейчас председатель совета акционеров Nord Stream полон оптимизма. Проект "будет выполнен в намеченные сроки", заявил Шредер на пресс-конференции в Брюсселе в начале февраля, а "что касается стабильности и безопасности, то трудно назвать более надежного поставщика газа, чем Россия". Он изо всех сил старается донести до европейцев мысль, что СЕГ – это "взаимозависимость между Европой и Россией", а не односторонняя зависимость Европы от российского газа.

Однако в ЕС имеется немало противников российско-германского газопровода, которые не теряют надежды "завалить" проект. Прежде всего, это страны-посредники, по территории которых проходят ныне действующие газопроводы из России вглубь Европы, – Польша и Белоруссия. Они боятся полностью выпасть из газового транзита. Варшава с самого начала возглавила фронт сопротивления СЕГ, в который также вошли страны Балтии и определенные политические силы Швеции и Финляндии. Белоруссия примкнула (по крайней мере, "риторически") к этому фронту после газовой ссоры с Россией в начале этого года. "Самым дурацким проектом России" назвал недавно СЕГ Александр Лукашенко. "Строительство "Газпромом" балтийского газопровода – это что, нормальная политика? Что, мы можем вести с таким руководством нормальные переговоры?" – вопрошал он в ораторском пылу. То есть "дурацким" и "ненормальным" СЕГ является только потому, что не учитывает интересы Белоруссии. Зато самым "реальным" Лукашенко считает проект строительства второй нитки газопровода "Ямал–Европа" (через территорию Белоруссии). Угадайте почему.

Другие противники таких откровенно корыстных наездов на СЕГ себе не позволяют. У них основой аргумент – экологический. Во-первых, Балтийское море в силу недостаточного сообщения с Мировым океаном является очень хрупкой экосистемой – это уже повод говорить о повышенном риске строительства любых топливных магистралей в балтийской акватории. Кроме того, на дне Балтики со времен Второй мировой войны покоятся десятки (если не сотни) тысяч тонн затопленных боеприпасов. Однако руководители проекта на этот счет спокойны. Управляющий директор Nord Stream Маттиас Варниг заверил, что строительство не затронет захоронений химического оружия. Таких захоронений в двухкилометровой зоне вокруг трассы газопровода нет, и, кроме того, затопленные странами-союзниками на дне Балтики (в Борнхольмской впадине и Лиепайском заливе) химические снаряды не имеют детонаторов. Вместе с тем руководство Nord Stream заявило, что будет проведено тщательное обследования морского дна на маршруте трубы, и все подозрительные предметы будут оттуда удалены. По словам Шредера, результаты экологической экспертизы СЕГ будут обнародованы в III квартале текущего года. Он не сомневается, что они будут положительными. Кстати, на днях Ростехнадзор дал заключение в экологической безопасности российской сухопутной части трубы.

Кроме того, противники СЕГ взывают к соображениям энергетической безопасности ЕС. На такие аргументы, в основном, нажимает Польша, которой, конечно, есть что терять в этом плане. Российская сторона не раз подчеркивала, что готова построить ответвления от СЕГ к берегам стран, желающих подключиться к российско-германскому проекту, в том числе и к польским, однако Варшава на подобные предложения не реагирует. И ее можно понять: быть транзитной страной или пользоваться ответвлением от трубы – это совсем не одно и то же.

Наконец, появляются уже совсем экзотические аргументы против строительства СЕГ. Например, в шведских СМИ недавно была растиражирована страшилка на тему того, что Россия под видом компрессорной станции у берегов острова Готланд создает разведывательный объект. Тут уже российский посол, давая интервью шведскому радио, не удержался от обидных сравнений. "Это чистый идиотизм утверждать, что платформа могла бы стать направленным против Швеции разведывательным центром. Зачем нам строить платформу в Балтийском море, чтобы организовать на ней разведывательный центр, если с помощью спутников мы имеем возможность в реальном времени прочитать регистрационный номер любого автомобиля на улицах Стокгольма?" – вопрошал шведов посол России Александр Кадакин. Тем не менее Швеция официально еще не дала добро на строительство СЕГ, который, кстати, должен пройти через исключительные экономические зоны России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, а также по территориальных водам России и Германии.

Но, как говорится, собака лает, а караван идет. Согласно Reuters, "Газпром" уже законтрактовал более 15 млрд кубометров газа из тех, что будут поставляться по СЕГ: заключил договоры с Wingas GmbH (СП с "дочкой" BASF), E.ON, датской DONG и Gaz de France. А в целом похоже, что Россия избрала курс на исключение "проблемных" посредников из своих нефтегазовых отношений с Европой. СЕГ – только часть этой стратегии. Не менее важно прозвучавшее недавно решение руководства страны о значительном расширении (на 50 млн т) пропускной способности нефтяного терминала в Приморске. Если этот проект будет осуществлен – прощай, российско-белорусская "Дружба".

Выбор читателей