Грузия забыла искусство дипломатии

О том, к чему может привести проводимая командой Саакашвили политика милитаризации, в беседе с корреспондентом "Yтра" рассуждает политолог, доктор политических наук Александр Чачия




Американцы приглашают Грузию в НАТО, Пентагон считает "неплохим вариантом" размещение на Кавказе радара ПРО, 31 марта 2007 г. в Грузии начался первый призыв резервистов... О том, к чему может привести проводимая командой Саакашвили политика милитаризации, в беседе с корреспондентом "Yтра" рассуждает политолог, доктор политических наук Александр Чачия.

Александр Чачия: Грузия - не то государство, которое может решать свои внешнеполитические проблемы посредством военной силы. Она должна идти по пути дипломатии высокого ранга и установления доброжелательных отношений с соседями и крупными державами, которые играют решающую роль на международной арене. Для этого у Грузии есть достаточный исторический опыт и национальная школа дипломатии, которую хорошо характеризовала деятельность грузинских лидеров в течение столетий. Они умели находить общий язык с большими соседними державами. К сожалению, нынешнее руководство Грузии отошло от этих принципов, считая, что можно решать внешнеполитические проблемы мифическими милитаризацией и созданием мощной армии.

"Yтро": Почему "мифическими"?

А.Ч.: То, что грузинская армия готовится для решения проблемы территориальной целостности Грузии, - неправда. Грузинских военнослужащих тренируют для выполнения задач американского командования в Ираке и Афганистане. Я беседовал со специалистами на этот счет. Программы подготовки дают повод говорить о том, что так готовят личный состав к караульной службе. Их задача - нести караулы в Ираке и Афганистане.

"Y": А что мешает бросить прошедшие обкатку в горячих точках грузинские подразделения на Абхазию или Южную Осетию?

А.Ч.: Дело в том, что Грузия не является государством, которое будет в состоянии содержать мощную армию в период военных действий. Она не вытянет конфликт в регионе и в экономическом смысле. Надеюсь, что в руководстве страны все же есть люди, которые понимают, что развязывание боевых действий против Абхазии и Южной Осетии станет началом войны не только против непосредственно абхазов и осетин. За этими маленькими республиками стоят очень большие и серьезные силы. И не только Россия, как это представляется многими. Я имею в виду солидарную поддержку всех народов Северного Кавказа. А это огромная сила.

Конфликты с Абхазией и Южной Осетией являются внутренними проблемами Грузии, но их решение военным путем может привести к региональному взрыву. А это уже международная проблема. Здесь все достаточно сильно переплетено. Поэтому говорить, что грузинская сторона вольна поступать в решении конфликта так, как она сочтет нужным, и что в этот процесс никто не должен вмешиваться, - ошибочно. Это самоубийственный подход.

"Y": В Тбилиси объявили о создании "виртуальных" Абхазии и Южной Осетии и заявили, что будут вести переговоры с "альтернативными" властями.

А.Ч.: Выбран в корне неправильный курс. Создание марионеточных структур является чисто американским проектом, навязывающим схемы, которые когда-то у них сработали. Американцы вообще действуют очень схематично, но, несмотря на это, практически всегда выигрывают у России в аналогичных ситуациях. К сожалению, российская политическая элита проявляет потрясающее интеллектуальное убожество. А американцы продолжают успешно реализовывать свои бездарные схемы с использованием огромных финансовых средств. Такие схемы срабатывали в Латинской Америке в 50-е гг., в африканских странах в 60 - 80-е годы. Но в Грузии этот подход потерпит фиаско - уж больно это будет унизительно для народов, проживающих там.

"Y": То есть шансов у Санакоева нет?

А.Ч.: Речь идет не о шансах Санакоева, а о шансах руководства Грузии решить часть проблем, воспользовавшись такими, как Санакоев. К сожалению, этот подход свидетельствует о приверженности к военному решению спорных вопросов. Не исключено, что от Санакоева ждут обращения к Тбилиси о вводе войск. Не знаю, абсолютный ли дурак Санакоев, чтобы пойти на это? С другой стороны, это настолько шито белыми нитками, что не может стать оправданием боевых действий.

"Y": Какие шаги грузинского руководства в решении конфликтов стали бы адекватными?

А.Ч.: Грузинское руководство должно договориться с американцами, что государство находится в такой ситуации, когда не в состоянии занимать позицию военного союзника НАТО и США в регионе. На основании этого нужно заявить о нейтральной Грузии, где не будут располагаться иностранные военные базы, и о том, что национальным интересам России со стороны Грузии не грозит и не будет грозить опасность. Только установив нормальные экономические, дипломатические, политические, культурные отношения с Российской Федерацией, расширив и углубив их, можно перейти к поиску взаимоприемлемых компромиссов с осетинской и абхазской сторонами.

"Y": Но неужели тбилисским политикам не понятно, что Абхазия не вернется в состав Грузии?

А.Ч.: Безусловно, есть все основания так считать. Но любая ситуация подвержена глубинным изменениям. Никто не мог предположить, что в Грузии будет руководство, которое займет антироссийскую позицию, или что в Советском Союзе, а затем и в России к руководству придут люди, которые будут отталкивать от себя союзные республики. Уверяю, что, если будет выбран нормальный внешнеполитический курс, ориентированный, прежде всего, на установление взаимовыгодных отношений с РФ, на этой основе будет дан толчок к изменениям во всем регионе. Сейчас позиция Грузии тормозит развитие всего Закавказья, зависящего от российских рынка и возможных инвестиций. Потому что инвестиций как таковых в Грузию и вообще на Кавказ никто, кроме России, вкладывать не будет. Остальные лишь дают подачки и кредиты, закабаляют, но не более того.

"Y": Каким, по-Вашему, будет худший итог политики Саакашвили?

А.Ч.: Если курс на вступление в НАТО будет продолжен, это станет окончательным закреплением в Грузии Турции - для нас НАТО, прежде всего, означает именно Турцию. В таком случае в Грузии будут официально расположены турецкие базы. Сегодня турецкие военнослужащие уже контролируют военные аэродромы, а в аудиториях военных академий висят портреты Ататюрка. Приход турецких военных будет означать расширение турецкого влияния в регионе. Естественно, за этим обязательно в самое короткое время последует Азербайджан. Армении просто некуда будет деваться, кроме вступления в НАТО. Ереван посчитает единственным спасением попытку быть на равных с Анкарой в международных организациях. Так все Закавказье станет турецким протекторатом, что даст Анкаре выйти к республикам Северного Кавказа. Это будет иметь крайне негативные последствия для национальной безопасности России. В первую очередь, это станет очередным подтверждением крайней слабости российской внешней политики и политического истеблишмента. Возврат в XVIII в. станет катастрофой для грузинского народа и не принесет хорошего и для России.

"Y": Спасибо за беседу.

Выбор читателей