Пенсионеры ставят под угрозу российскую авиацию

Число происшествий в небе с каждым годом в нашей стране растет. По мнению экспертов, одной из главных проблем отечественной авиации является кадровый голод. В большинстве трагедий специалисты винят летный экипаж




Число авиакатастроф в нашей стране из года в год растет. Эксперты долгое время пытаются найти массу причин, по которым случаются трагедии. Последняя история с крушением лайнера в Самаре вызвала очередную порцию вопросов о том, кто виноват. Как показала экспертиза, с приборами у самолета было все в порядке.

В сообщениях иностранной прессы все чаще мелькает критика в адрес нашей допотопной техники. "Самолеты Ту внушают ужас, еще не взлетев, - пишет одна лондонская газета. - Бортмеханики в салоне закручивают болты и приколачивают на место обшивку... Пассажиры вертятся в креслах, пытаясь спастись от потоков холодного воздуха из неплотно закрытых аварийных люков..." Правда, наши специалисты отмечают, что только прочная конструкция Ту-134 и спасла большинство пассажиров. Количество жертв могло быть более значительным. Однако это совсем не утешит родственников погибших, говорится в эксклюзивном материале еженедельника "Собеседник".

Руководство компании UTAir Aviation заявило, что главным виновником трагедии стоит считать туман. Семьям жертв будет выплачено по $75 тысяч. По мнению "Собеседника", это слишком высокая плата за "нелетную погоду". Вполне возможно, таким способом авиаперевозчик пытается скрыть вину своего экипажа.

Неоднократно говорилось, что самолетом управляли опытные пилоты. Об этом довольно часто упоминают постфактум. Профессиональный опыт со временем нередко превращается в своеобразный балласт. Одной из главных бед отечественного летного персонала эксперты называют его неизбежное старение. Именно это и сказывается на качестве пилотирования.

Если в 1991 г. средний возраст пилота был меньше 40 лет, то сейчас он составляет 49 как минимум. По мнению ректора Петербургского государственного университета гражданской авиации Михаила Смурова, это уже критический возраст. В нашем небе пенсионеров намного больше, чем молодых специалистов. И это вынужденная ситуация. Ежегодно требуется около 1 тыс. специалистов, а выпускников летных заведений - не более 200 человек. Причем должной практической подготовки почти никто не получает. Студенты летают на устаревших моделях, да и топлива часто не хватает. Приходится довольствоваться лишь теорией.

В нашей стране сесть за штурвал может только летчик с высшим образованием, а вуза гражданской авиации всего два. Причем даже на них у государства катастрофически нет средств. В прошлом году произошло улучшение финансирования учебных заведений, но и этих денег слишком мало. Сейчас даже летняя практика курсантов под угрозой срыва. Чиновники просто закрывают на это глаза, говорят специалисты.

Часть выпускников разъезжаются по странам СНГ, часть уходят в коммерческую авиацию, некоторые попадают даже в зарубежные авиакомпании. До штурвалов отечественных самолетов добираются, в лучшем случае, 60 человек, в то время как на пенсию ежегодно отправляются до 400 летчиков. Кадровый голод для российской авиации стал довольно серьезной проблемой. В Минтрансе хотят побороть дефицит сотрудников увеличением предельного возраста летчиков. Но это вряд ли станет хорошим ходом с точки зрения безопасности.

Выбор читателей