Вокруг университетской трагедии идут дебаты

Массовое убийство, совершенное студентом из Южной Кореи, вызвало широкий общественный резонанс. Сенат заговорил об ограничениях на торговлю оружием, а сотрудники университета сетуют на свою недальновидность


ФОТО: AP



После трагедии, разыгравшейся вчера в техническом университете Вирджинии, сенат поднял вопрос об ужесточении законодательных норм в отношении покупки, хранения и ношения оружия. Лидер Демократической партии Гарри Рейд заявил, что политики "должны думать о жертвах и их семьях, не сдаваясь при мысли о грядущих сражениях за жизненно необходимый закон". Он признал, что ограничить продажу оружия так просто не удастся, но это, по его словам, не снимает с политиков ответственность за происходящее в стране.

Внесение существенных поправок в законодательство, регламентирующее торговлю оружием, является одним из пунктов политической программы демократов, в нынешнем году впервые за последние 12 лет получивших в Сенате большинство мест. Вчерашние события дали демократам повод в очередной раз напомнить о необходимости "разоружить" обывателей. "Это будет значительный шаг для предотвращения подобных инцидентов", - полагает Рейд.

Один из лидеров Демократической партии, конгрессмен Чарльз Рангель, напомнил, что борьба со свободной и плохо контролируемой продажей оружия будет направлена не только против нарушителей закона, но также затронет львиную долю американцев, для которых хранящийся дома в ящике стола пистолет представляется неотъемлемой частью "национального образа жизни". По словам политика, даже в тех штатах, где 85% жителей поддерживают ужесточение законодательства, оставшиеся 15% гораздо более активно отстаивают свою позицию.

Сенатор Ларри Крейг, один из самых последовательных сторонников существующего законодательства по торговле оружием, напомнил своим коллегам о том, что убийца 32 человек пронес два пистолета в университетский городок, хотя находиться с оружием на территории кампуса категорически запрещено. Таким образом, объяснил политик, в данном случае существовало формальное ограничение, но оно не сработало. Возможно, такая же история повторится и с новыми законами, ужесточающими правила торговли оружием: "Вряд ли переделанный закон защитит каждого из нас, когда какой-нибудь безумец решит взять в руки пистолет", - сказал Крейг.

Не менее ожесточенные дебаты развернулись среди экспертов-психологов, которые обсуждали важнейший в данной истории вопрос: можно ли было предотвратить кровопролитие, если бы сотрудники университета отнеслись с должным вниманием к оценке, данной южнокорейскому студенту штатной психологической службой. Только после установления личности преступника как бы "вдруг" всплыла масса подробностей: оказывается, Чо Сын Хи всегда считали одиночкой, угрюмым и мрачным молодым человеком, возможно, склонным к агрессии. Эту характеристику подтвердил психолог университета, заявивший, что придерживался такого мнения и прежде. Тем не менее до сих пор полиция, даже заручившись помощью целой бригады специалистов, не может выяснить, что именно толкнуло Чо Сын Хи на страшный поступок. Он был слишком замкнутым, так что о его личной жизни известно крайне мало.

Единственный пока ключ к пониманию личности убийцы - творческая работа, которую он сдал после занятий по английскому языку. Заведующая кафедрой английского профессор Кэролин Рьюд, рассказала, что, хотя она лично не знала студента из Южной Кореи, его эссе произвело на нее большое впечатление. Студента, написавшего "тревожную" работу, отправили в университетскую службу психологической помощи.

Одногруппники убийцы вспоминают, что на традиционной церемонии знакомства, проходящей на первом совместном занятии курса, все студенты встали в круг и по очереди рассказывали о себе, а Чо промолчал. Когда пришло время вписать свою фамилию в журнал, он поставил в графе вопросительный знак. На занятия он, как утверждают учащиеся, всегда приходил в каком-нибудь головном уборе, садился за последнюю парту и не принимал никакого участия в учебном процессе. "На вопросы он никогда не отвечал и ни к кому не обращался", - говорят его сокурсники. "Оказывается, он и правда остался для нас только знаком вопроса", - с горечью признал преподаватель, курировавший группу.

Продавец оружейного магазина, где Чо Сын Хи приобрел оба пистолета, не считает себя виноватым в том, что произошло: "Он выглядел как примерный парень, опрятный и воспитанный, словом, мальчик из колледжа. Если бы в нем было что-то подозрительное, я бы не продал ему ничего. Но тут придраться было не к чему". Продавец также добавил, что студенты технического университета часто делают у него подобного рода покупки, и до сих пор никаких проблем в связи с этим не возникало.

Выбор читателей