Сверхполномочный президент

По сути, полемика о президентском сроке - это спор о том, как в будущем распределять бремя власти между отдельными ее ветвями. То есть о том, какой должна стать Россия, - президентской или парламентской республикой




Допустив в беседе с иностранными журналистами возможность увеличения в России президентского срока с нынешних четырех до пяти - семи лет, Путин взорвал настоящую политическую бомбу. Соответствующий президентский пассаж застал всех врасплох. Тема, закрытая неоднократными заявлениями главы государства о незыблемости Конституции, стала почти что осязаемой: ведь даже допущение Путина - уже вроде руководства к действию. Значит, надо бы действовать. Только вот как скоро и в каком направлении - нынешним элитам уяснить сразу не удалось. Слишком часто в последнее время Владимир Путин говорит полунамеками: трудно понять, какую конкретно задачу нужно принять к исполнению...

Тему продления президентских полномочий следует рассматривать в двух плоскостях: собственно в фундаментально-правовой - той, что определяет конституционное и политическое лицо государства; и политико-прикладной, конъюнктурной - той, что тесно связана с действующими сегодня политическими персонажами. Понятно, что второй "подраздел" волнует политиков в большей степени. На каких столпах будет стоять страна через 50 лет, конечно, интересно и все такое. Но гораздо интереснее заранее знать, с кем в качестве начальника им как подчиненным предстоит коротать ближайшие 10, а то и 14 лет.

Путина трудно упрекнуть в непоследовательности, хотя некоторые эксперты поспешили это сделать, услышав рассуждения о продлении полномочий. Во-первых, нынешний президент в прошлом всегда выступал против их продления себе. Во-вторых, еще в 2003 г. он на одной из встреч с представителями СМИ говорил, что считает пять лет более оптимальным сроком президентства, чем нынешние четыре. В-третьих, после тех слов (сказанных, кстати, больше чем за полгода до своего переизбрания на второй срок) Путин ничего не сделал для того, чтобы эти самые пять лет прописать в Конституции. Тогда, как и сейчас, все представлялось таким образом, что президент высказывает свое личное мнение о "комфортности" срока полномочий, не более того. Кстати, на днях представитель Кремля неофициально предостерег кого бы то ни было истолковывать нынешние слова Путина как дальновидный расчет и призвал отнестись к ним как к "рассуждениям вслух".

Тут бы и поставить точку, посетовав на нездоровую возбудимость всегдашних недоброжелателей Путина и всегдашнюю сервильность властного и околовластного персонала. Если бы не пара "но", удерживающих эту тему на плаву.

Первое "но" тесно связано с перспективами президентской власти в России после марта 2008 г., когда Путин покидает свой пост. Не секрет, что уверенность в политическом будущем нынешнего президента столь высока, что давно звучат предположения о его возврате к власти уже в 2012 году. И уже прозвучавшая из уст некоторых представителей "Единой России" мысль о желательности дать ход "размышлениям" Путина этак в году 2010-м, в общем-то, понятна.

Однако до 2010 г., как говорится, еще надо дожить, сохранив прекрасную политическую форму. Дискуссия о том, родится ли на земле русской президент, стесняющийся своих полномочий из чувства благодарности предшественнику, явно не закончена. И потому идея президентской пятилетки или семилетки может быть востребована напрямую именно преемником Путина. Возможно, по этой причине наиболее значимые пропутинские политики (Грызлов, Миронов и др.) очень сдержанно развили эту тему в личных комментариях.

Эта лаконичность отчасти объясняется еще одним обстоятельством. Даже "размышления" на предмет срока президентских полномочий автоматически затрагивают вопрос об изменении Конституции. Путин всегда категорически был против этого. Сейчас же, сказав "А", он не добавил непременное "Б". Те, кто требует изменить Конституцию в части, касающейся порядка избрания Совета Федерации, назначения губернаторов, опять же определения срока полномочий президента, справедливо увидели возможность приступить к препарированию Основного закона в этой самой обозримой перспективе.

Не говоря уже о том, что воспрянул духом Сергей Миронов, который честно отрабатывал последние годы тему "Путин – третий срок – семь лет" и уже было сдался. А его оппоненты из "Единой России", всю дорогу клявшиеся в незыблемости Конституции, попав в глупую ситуацию, испещрили весь партийный сайт рассуждениями, прямо опровергающими недавние заклинания.

По сути же, полемика о сроке - это спор о том, как в будущем распределять бремя власти между отдельными ее ветвями. То есть дискуссия о том, какой должна стать Россия, - президентской или парламентской республикой. Чрезмерная нагрузка на президента, которому действительно может понадобиться два года для того, чтобы просто "войти в курс дела", говорит о свойственных этому институту сверхполномочиях. И увеличение срока будет означать закрепление этой сверхконцентрации власти в одних руках на все ту же обозримую перспективу.

Выбор читателей