Грузия не готова к захвату всей Абхазии

В Тбилиси существуют планы по аннексии Гальского района и Кодорского ущелья, рассчитанные на несколько этапов. Первый - дестабилизация обстановки в Гальском районе, второй - возможная силовая акция




Эксклюзивное интервью с бывшим офицером миротворческого контингента в зоне грузино-абхазского конфликта Романом Ивановым (имя по его просьбе изменено).

"Yтро": Руководство Грузии не перестает делать заявления о готовности восстановить территориальную целостность страны любым путем. В Абхазии снова ожидают нападения?

Роман Иванов: Полномасштабные боевые действия сейчас не выгодны Тбилиси, так как мировое сообщество будет, скорее всего, не на его стороне. Но при этом существуют планы по аннексии Гальского района и Кодорского ущелья. Они рассчитаны на несколько этапов. Первый - дестабилизация обстановки в Гальском районе, второй - возможная силовая акция. Идти до Сухума, как в прошлую войну, грузинские силы уже не будут, а попытаются отрезать от основной части Абхазии территорию от Ингура до Гальского канала. Этот сценарий вырисовывается из анализа событий за последний год. Как известно, летом 2006 г. Грузия ввела свои силы в Кодори. В Гальском районе было относительное затишье, но в декабре прошлого года ситуация была взорвана и там. В этом есть своя логика. Тбилиси необходима постоянная нестабильность в зоне конфликта. В Кодори зимой сделать это невозможно, так как перевалы закрыты снегом. Остается Гальский район.

Причем абхазы своевременно довели информацию до международных организаций, но результатов это не возымело: сообщения о подготовке диверсий и трактов были расценены как один из элементов информационного противостояния Сухума и Тбилиси. В итоге, 25 декабря прошлого года была взорвана машина с заместителем начальника Гальского РОВД. Судя по воронке от направленного взрыва, шансов выжить там не было. Погибли два милиционера. В тот же вечер с применением оружия, которое имеется на вооружении спецслужб Грузии, был убит начальник поселкового отделения милиции Алик Хишба. А в грузинских СМИ это было обставлено как "криминальная разборка абхазов".

После терактов абхазская сторона вынуждена проводить жесткие проверки паспортного режима в Гальском районе, что только добавило напряженности.

"Y":Что происходит в Гальском районе сейчас?

Р.И.: Грузинские диверсионные группы имеют возможность попасть на абхазскую сторону, ведь граница достаточно условна. Не исключено, что в ближайшее время произойдут новые вылазки. До августа возможно затишье, но как только созреют орехи, тут же появятся группы, которые будет сложно идентифицировать, отделить диверсантов от криминальных групп, которые "трясут" население. Информация о "засланцах" с сопредельной стороны постоянно поступает в подразделения российских миротворцев и к абхазским силовикам.

Всех глав администраций грузинских сел Гальского района периодически вызывает на совещания в Зугдиди "правительство Абхазии в изгнании", где их подвергают идеологической обработке, призывая саботировать абхазские власти. Те, кто не хочет сотрудничать, подвергаются репрессиям, как, например, глава администрации села Квемо-Барбеги Фридон Чакаберия. Его взяли на границе, допросили, требуя информацию, а через несколько часов у него в куртке обнаружили героин и арестовали. Сын Чакаберии, пытаясь добиться правды, два раза переезжал на грузинскую сторону реки Ингур, был дважды избит грузинскими полицейскими.

После серии терактов абхазы усилили охрану границы с Грузией, закрывая переходы. Это вызвало негативную реакцию населения, потому что на рынке в Гальском районе цены на продукты на 30 - 40% выше, чем на территории Грузии. В итоге люди оказались ограниченными в своих правах. Зная, что граница перекрыта, Грузия тут же объявила о переоформлении документов, по которым учителям Гальского района выплачивается пособие. Тбилиси специально поддерживает ситуацию в таком состоянии.

"Y": Судя по нагнетанию обстановки, именно в Гальском районе можно ожидать акций случае обострения в зоне грузино-абхазского конфликта?

Р.И.: Напряженность ощущается и в Кодорском ущелье, где грузинская сторона отремонтировала мост. По идее, для выхода к Сухуму оттуда достаточно часа. Если Грузия начнет вводить войска, то столкновение неизбежно. Но Гальский район является для Грузии более лакомым куском. Правда, при этом грузинским властям придется решать, как обойти посты российских миротворцев в зоне безопасности при проникновении в Абхазию. Как бы ни упрекали российских миротворцев, это профессиональные военнослужащие, которые умеют хорошо стрелять, и дадут отпор любой структуре. Если грузинские силовики станут выдвигаться колоннами, то неизбежно вступят с ними в боестолкновение. Обойти российские посты большими подразделениями невозможно, это могут сделать только спецы. Попытаться устроить партизанское движение по методу "зеленых беретов" они, может быть, и попробуют.

"Y": Что нужно делать Абхазии для нормализации ситуации в Гальском районе?

Р.И.: Повышать уровень жизни и вкладывать средства. Ведь мингрелы Гальского района, в отличие от жителей Абхазии, не имеют возможности без особых проблем ездить в Россию, и, соответственно, реализовывать на российских рынках свою продукцию. Те годы, когда абхазы не оказывали мингрелам помощи, сделали свое дело. Мингрелы Гальского района сделали в Грузии то же, что абхазы в России: прошли паспортизацию, получив грузинские паспорта. Двойное гражданство мы не признаем, а ввод абхазских паспортов там идет не такими темпами, как хотелось, тем более что их нигде не признают. В итоге - тупик.

"Y": Грузия накопила огромный запас артиллерии. Не станут ли российские миротворцы заложниками ситуации в случае начала военных действий?

Р.И.: Не станут. На этот вопрос в свое время емко ответил вице-премьер Сергей Иванов, заявив, что Россия при необходимости подымет в воздух авиацию Северокавказского военного округа. Миротворцев в обиду не дадут, да они и сами способны постоять за себя. Летом прошлого года через пост миротворцев в Кодорском ущелье была пропущена грузинская колонна. Но это было больше политическое решение, направленное на недопустимость боевых действий. Возможно, думали, что грузины одумаются и выведут войска. Но сейчас ситуация изменилась - грузинская сторона демонстрирует явную агрессию и несговорчивость. Терпеть это уже никто не будет. Миротворцы способны на адекватные жесткие действия.

Повторюсь, главной задачей для грузинских силовиков в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов является поиск обходных троп, которые позволят им не вступать в боестолкновения с российскими миротворцами.

"Y": Складывается впечатление, что в Тбилиси, готовясь к войне, не представляют, чем это обернется для самой Грузии.

Р.И.: Абхазы точно не будут сидеть сложа руки. Абхазия имеет колоссальный плюс в системе подготовки резервистов, гарантирующей ведение территориальной обороны. Если абхазы продержатся сутки - двое, помощь из других республик не заставит себя ждать. Россияне не оставят своих союзников, тем более что Грузия не готова к широкомасштабному конфликту и полноценному вводу войск. Хотя здесь возможны и неожиданности. Но абхазам необходимо поднимать дисциплину, потому что никакие деньги и оружие не заменят хорошую подготовку военнослужащих.

Выбор читателей