Чиновники УВД торговали "прослушкой"

В столичной милиции разразился громкий скандал. Заместители начальников двух подразделений ГУВД подозреваются в незаконном прослушивании телефонных разговоров и продаже распечаток заинтересованным лицам




Дискуссии о том, в каких случаях оправданно прослушивание частных телефонных переговоров, ведутся уже не первый год, причем не только в России. Американские сенаторы во имя антитеррора готовы разрешить ФБР едва ли не все что угодно, да и отечественные парламентарии в последнее время все больше склоняются в пользу "прослушки". Но некоторые, как выяснилось, не ждут, пока соответствующий закон пройдет все инстанции и будет принят, что, кстати, еще не факт.

Накануне в столичном ГУВД разразился громкий скандал, его суть сводится к следующему: кое-кто из руководства московской милиции якобы организовал незаконное прослушивание телефонных разговоров определенных людей и последующую продажу распечаток заинтересованным лицам. Под подозрением в коррупции, уточняет "КоммерсантЪ", оказались несколько высокопоставленных чиновников ведомства, противозаконной деятельностью которых уже занимаются сотрудники прокуратуры, Департамента собственной безопасности МВД, ГУВД и ФСБ.

Серьезность ситуации обязывает к решительным действиям, и они, как сообщается, были предприняты: уголовное дело возбуждено по ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан"); следственные действия ведутся в отношении двух офицеров. Один из них - замначальника управления специальных технических мероприятий Михаил Яныкин - арестован. В ближайшее время ему, по некоторым данным, будет предъявлено обвинение. Со второго фигуранта скандального дела - замначальника МУР Николая Орлова - взята подписка о невыезде. Кроме того, некий высокопоставленный источник в силовых структурах Москвы заявил, что не исключено расширение круга подозреваемых, то есть количество фигурантов дела возрастет.

Михаила Яныкина, как сообщается, задержали несколько дней назад прямо на рабочем месте. Ведомство, в котором он занимал ответственную должность, славится своим высочайшим уровнем секретности по сравнению с другими подразделениями. Управление специальных технических мероприятий (УСТМ) оснащает необходимыми устройствами и особыми приспособлениями своих коллег - сотрудников УБОП, МУР и так далее, так что организовать скрытую "прослушку" телефонных разговоров для Яныкина было делом несложным. В доступном ему арсенале имеется спецтехника разных функций, в том числе и для тайного наблюдения, как видео, так и аудио.

После обыска в кабинете замначальника УСТМ подозрения следователей Департамента собственной безопасности, судя по всему, окрепли: сейчас они фактически утверждают, что Яныкин был одним из участников преступного бизнеса по продаже заинтересованным лицам незаконно добытых сведений об их конкурентах в политике или бизнесе. Список клиентуры коррупционеров, разумеется, не обнародован, но в прокуратуре полагают, что воспользоваться упомянутыми услугами мог едва ли не каждый, кто располагает определенной суммой денег и имеет нужные связи. Столичные милиционеры, по мнению следствия, сумели превратить свое противозаконное занятие в конвейер, обретя постоянных клиентов и отточив технологию добывания информации.

Предполагается, что участники коррумпированной структуры незаконным путем включали фамилии объектов прослушивания в заверенные судом списки. По закону "прослушка" допускается в рамках уголовного дела. При обыске в кабинете Яныкина были найдены не только распечатки разговоров, но и подписанные им заявки на прослушивание. В его служебном сейфе обнаружилась внушительная сумма - приблизительно 300 тыс. рублей. Откуда взялись эти деньги, хозяин кабинета объяснить не сумел. Копии распечаток разговоров были найдены и на рабочем месте Николая Орлова.

Выбор читателей