Эвакуация по-русски: теория и практика

После возвращения эвакуаторов на столичные улицы все вернулось на круги своя: водители стараются уладить проблему альтернативным путем, и им охотно идут навстречу. Но бывает, что выхода из ситуации не найти




Призрак эвакуатора, грозно витающий над столичными автовладельцами при каждой попытке припарковаться в центре города, в минувшем году вернулся после длительного отсутствия и уже успел восстановить свою недобрую славу среди водителей. Внезапное отсутствие средства передвижения на том месте, где оно было оставлено, вызывает, по меньшей мере, шок, а дальнейшие хлопоты по вызволению плененного авто словно созданы в педагогических целях - для того, чтобы отбить охоту парковаться в неположенных местах.

Недаром в свое время городское население буквально горой стояло за отмену эвакуации. Разумеется, борцы с оккупировавшими московские улицы машинами заверяют, что их деятельность никаких проблем автомобилистам не создает, кроме тех, которые они сами навлекли на свою голову посредством неуместной парковки. Но, как показывает практика, случаются все-таки истории, после которых образ эвакуатора в водительском сознании обретает черты робота-терминатора. Поскольку авто перемещают на спецстоянку в отсутствие водителя, может ли он быть уверен, что машина не пострадает?

Заместитель генерального директора "Общества защиты прав потребителей Московской области" Ирина Соколова не смогла прокомментировать такой сценарий развития событий - видимо, прецедентов нет, случай действительно кажется из ряда вон выходящим. "У нас никогда не было подобных жалоб", - сказала собеседница "Yтра".

Пресс-секретарь Службы перемещения транспортных средств заверила, что вероятность повреждений в процессе эвакуации сведена к минимуму за счет комплекса специальных мер. Перед отправкой автомобиля на штрафную стоянку составляется акт, где в обязательном порядке указываются все наличествующие повреждения. Двери, багажник, крышка люка, бензобак - все фиксируется печатями. Важной гарантией сохранности перемещаемого авто, как объяснила "Yтру" сотрудница Службы, является страховка, действующая с момента погрузки на эвакуатор и до момента разгрузки на стоянке. Застрахован не только сам автомобиль, но и все действия сотрудников Службы - опытных, кстати, водителей, прошедших специальное обучение.

Но его величество случай подчас оставляет себе лазейку за счет так называемого "человеческого фактора", который зачастую действует вопреки всякой логике и в итоге сводит на нет правила и ценный опыт. "Я сейчас не готова Вам ответить - бывали ли такие случаи раньше. По словам наших юристов, если в акте указаны повреждения, значит, на момент опечатывания машины они на ней были, а в этом случае все разбирательства - только через суд", - рассказала корреспонденту "Yтра" пресс-секретарь Службы перемещения. Естественно, страховщики откажутся компенсировать повреждения, которые - в соответствии с актом - не связаны с эвакуацией.

С другой стороны, отсутствие прецедентов еще не означает, что такие случаи, когда автомобиль "травмируется" при перевозке на эвакуаторе, относятся к области городской фантастики, иначе зачем страховать весь процесс перемещения и действия сотрудников Службы. Но, как и было сказано представительницей этой организации, существует акт, против которого не пойдешь. Именно в такой ситуации оказалась недавно сотрудница одной крупной московской компании, чью машину эвакуировали с Садового кольца. Пробившись сквозь шквал желающих пообщаться с эвакуационной службой в Печатниках, хозяйка транспортного средства по телефону выяснила, что после получения разрешения ей нужно будет ехать к стоянке на Бауманской.

То ли для эвакуаторов тогда день выдался урожайный, то ли водители повиновались стадному чувству, но в Печатниках очередь струилась за пределами помещения, так что стоять пришлось часа два с половиной, а то и все три. Когда, наконец, забрезжила долгожданная цель - два сотрудника ДПС, добросовестно и неторопливо обслуживавшие каждого посетителя по 20 минут, - выяснилось, что суть испытания заключается в заполнении всего лишь двух бумажек. Но не зря ведь очередь движется в черепашьем темпе: тут своя специфика работы. К примеру, нет у автомобилиста ОСАГО, - значит, нужно предъявить полис.

И тут водитель оказывается в ситуации сродни той, когда при потере ключей от квартиры мастер просит принести замок... вместе с дверью. Правда, в нашем случае все просто: достаточно лишь смотаться на Бауманскую, взять из машины полис, вернуться в Печатники, отстоять очередь заново, показать документ сотрудникам и катить обратно на стоянку. Но на практике все решается еще проще - теми самыми методами, которые возвели нашу страну на почетное место в мировом рейтинге коррупции. Мало кто из водителей постоянно носит полис с собой, так что ситуация "штатная".

Обретя разрешение, наша собеседница отправилась вызволять машину. Но на стоянке ее поджидал сюрприз - свежая на вид царапина на заднем бампере. Поговорив с человеком, который принял справку, владелица эвакуированного авто понимания не встретила: такое повреждение для эвакуации нехарактерно, в акте указаны повреждения переднего и заднего бампера, спорить бессмысленно, хотите - вызывайте участкового, но ждать придется долго... и так далее. Вступать в дискуссии действительно бесполезно, поскольку сотрудник стоянки имеет на руках акт, на который и ориентируется, а верить или не верить на слово водителю, как бы тот ни был уверен в своей правоте, - вопрос не в его компетенции.

Рекомендованный контакт с участковым создал неразрешимое противоречие: он советовал взять на стоянке акт и обратиться с ним к страховщику, а сотрудники стоянки настаивали на том, чтобы участковый лично прибыл на место и составил протокол. Хозяйка машины, разрываясь от невозможности угодить всем сразу, посмотрела на часы и поняла, что всю вторую половину дня - с 14:00, когда обнаружила исчезновение авто, и до 20:00 - потратила на эвакуационные мытарства. Сопоставив масштаб предстоящего ожидания с наступлением темноты, собеседница "Yтра" решила отложить дела на потом. "А дальше я просто планирую обратиться в страховую", - подытоживает она свой печальный опыт.

В итоге, как ни прискорбно это сознавать, Городская служба перемещения транспортных средств, при всей теоретической проработанности режима ее деятельности, на практике не обходится без влияния некоторых негативных черт нашей действительности. Любые правила можно миновать с "барашком в бумажке" - не случайно эвакуаторы, при наличии у них фиксированного списка маршрутов следования, наиболее охотно и часто появляются вблизи общественных мест: тогда велики шансы, что владелец забираемого авто заметит и прибежит "договариваться". А о том, что поколебать решимость сотрудников Службы можно с помощью определенной суммы, известно - пусть даже понаслышке - едва ли не всем, кто вынужден парковаться в центре Москвы.

Выбор читателей