Отечественный зритель увяз в прошлом

Судя по итогам российского кинопроката за половину 2007 года, публика любит проверенные временем темы и сюжеты, грамотно оформленные создателями спецэффектов. Фильмы с продолжением, рtмейки идут на "ура"




С тех пор как братья Люмьер продемонстрировали "Прибытие поезда" потрясенной публике, для нас важнейшим искусством является кино. Миллионы зрителей по всему миру торопятся погрузиться в темноту кинозалов, дабы воочию узреть очередной блокбастер. Россия в этом смысле ничем не отличается от остальных стран. И у нас зрительские аппетиты давно определяются анализом итогов проката.

По прошествии первой половины 2007 г. можно сказать, что отечественные киноманы "впали в спячку". Их предпочтения, как отмечают "Новые известия", остаются неизменными подозрительно долго. Правда, эксперты такой консерватизм склонны связывать со стабильностью в государстве и общей атмосферой социального благополучия. Оценка спорная, но тенденция налицо: все хиты российского кинопроката изготовлены по рецепту "старых песен на новый лад", проецируя давнишние сюжеты на современную действительность.

Почетные места в десятке занимают, как и в прошлом полугодии, "Волкодав", "Любовь-морковь" и "Жара". Все три фильма - хорошо сделанные экскурсы в историю жанра. К фэнтези россияне пристрастились еще в перестроечную пору, когда в стране появились первые книги о реальности несуществующих миров. Потом эта любовь была логически перенесена на западные фильмы, а теперь в полной мере сказалась на рейтинге "Волкодава". Хотя само по себе кино выдающимся, конечно, не является. "Жара" как яркий представитель молодежной жанровой разносортицы тоже вышла из старого доброго американского кинематографа, где издавна привыкли потчевать подрастающее поколение смесью драмы, боевика, комедии и иногда легкой эротики. А про "Любовь-морковь" и говорить нечего: просто очередная сказка на вечную тему.

Кроме этой троицы, из продуктов отечественного кинематографа в рейтинговую десятку первого полугодия 2007 г. больше не попал ни один. Фильмы-фавориты фестивалей у массового зрителя не котируются, а блокбастеры все равно лучше делают на фабрике грез. По прибылям от проката это явственно видно: на первом месте новые "Пираты Карибского моря", а на втором - "Шрек Третий". Даже третья и четвертая позиции, занятые "Волкодавом" и "Жарой" соответственно, неспособны исправить создавшееся положение. "Любовь-морковь" оттеснили на восьмое место, а все оставшиеся заняты заокеанскими картинами. Третий "Человек-Паук", ужасно веселая "Ночь в музее", изжившее все достоинства предыдущих серий "Такси-4", героические спартанцы числом 300 и сентиментально-мистический хоррор "Призрачный гонщик".

Характерно, что из десяти лидеров российского проката четыре представляют собой продолжения полнометражных "сериалов" - "Пираты Карибского моря", "Человек-Паук", "Такси" и "Шрек". Аналитики и этот факт объясняют стабильностью в обществе, однако на Западе у публики вкусы такие же. Разве что "Такси" понравилось заграничным зрителям гораздо меньше, чем отечественным, а в остальном списки предпочтений совпадают. Но мысль о том, что свежие хиты подозрительно заимствованы из богатой копилки мирового кинематографа, все равно не отбросить. Создатели "300 спартанцев" продемонстрировали власть компьютерной обработки над античными сюжетами, "Призрачный гонщик" отличается от массы похожих фильмов 1990-х гг. разве что наличием мотоцикла, а "Ночь в музее" и вовсе напоминает детский мультик, сдобренный спецэффектами.

Выбор читателей