АвтоВАЗ собирается стать колыбелью революции

Завод в нынешнем состоянии – экономический труп, реанимация которого вредна для страны. Возможно, лучшим выходом из ситуации стало бы его закрытие и создание на его месте современного предприятия "с нуля"




Первый день августа может стать началом нового этапа в деле формирования активного рабочего движения в современной России: на среду намечена забастовка работников АвтоВАЗа, требующих серьезного повышения заработной платы. Сегодня истекает срок ультиматума, выдвинутого руководству предприятия рабочими нескольких основных цехов. Рабочие-активисты требуют троекратного увеличения зарплаты (до 25 тыс. руб.), угрожая в противном случае начать забастовку, не исключая даже остановку главного конвейера. Однако, как сообщает "КоммерсантЪ", 30 июля лидер действующего на территории завода независимого профсоюза "Единство" Петр Золотарев не сумел с уверенностью сказать, начнется ли акция протеста в намеченный срок. По его словам, "люди колеблются" в связи с давлением на них непосредственного начальства и вмешательством в ситуацию правоохранительных органов. В качестве примера приводится история с задержанием члена профсоюза Антона Вечкунина.

Впрочем, в случае начала забастовки одним лишь задержаниями лидеров дело может не ограничиться. По информации "Коммерсанта", представители правоохранительных органов приступили к проверке распространенных на заводе листовок, призывающих к забастовке, на предмет наличия "публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности".

Сам факт забастовки рабочих не является нонсенсом для российской действительности, однако ситуация вокруг АвтоВАЗа выглядит довольно удивительно. Призывая не политизировать ситуацию, руководство завода и представители власти сами старательно переводят ее в политическую плоскость. Самым скользким моментом являются попытки представить действия рабочих как призыв к экстремистской деятельности. Разыграв карту экстремизма, власти рискуют получить массу негативных и далеко идущих последствий политического плана, совершенно им не нужных.

Причины событий на заводе необходимо искать не в политической, а исключительно в экономической сфере. Несмотря на все попытки обновить модельный ряд и технологические процессы, в том числе и за счет сотрудничества с иностранными компаниями, бывший советский автогигант остается крайне неэффективным предприятием, по всей видимости, лишенным всякого будущего. Производственная концепция, в основе которой лежит выпуск свехдешевых автомобилей среднего качества, ориентированных на россиян с невысоким доходом, и экспорт в третьи страны, оказалась несостоятельной на фоне наблюдаемого в стране экономического роста. Рост благосостояния населения постепенно делает рыночную нишу ВАЗа все менее привлекательной для отечественного потребителя. Все это отчетливо видно по динамике экономических показателей предприятия.

Между тем масштабное и низкотехнологичное (доля ручного труда достаточно высока) производство недорогих машин несопоставимо с высокими зарплатами персонала. Повышение работникам зарплат до затребованного им уровня (в два - три раза) приведет к удорожанию конечной продукции завода на несколько десятков процентов, что равносильно его полному конкурентному поражению. Сохранить прежнее положение дел (то есть по-прежнему выпускать то же, что и всегда, крайне редко меняя модели) можно лишь посредством жесточайшего снижения издержек (например, через увольнение половины персонала), привнесения нормальной культуры хозяйствования (совершенствование логистики, пресечение воровства и т.п.) и полного технологического переоснащения (для поддержания объема выпуска при минимуме персонала). Не трудно понять, что все перечисленные требования в существующих условиях невыполнимы. По большому счету, завод в нынешнем его состоянии – экономический труп, реанимация которого не просто бесполезна, но и вредна для страны. Вполне возможно, что наилучшим выходом из ситуации стало бы его закрытие и создание на его месте современного автозавода "с нуля" и с полным производственным циклом. Нечто подобное уже было проделано в 60-е годы прошлого века, и нет ничего зазорного в повторении этого опыта, оказавшегося удачным. Финансовые и административные возможности нынешнего владельца АвтоВАЗа – богатейшей госмонополии Рособоронэкспорт – могут стать в этом деле прекрасным подспорьем.

Возвращаясь к ситуации в трудовом коллективе, можно сказать, что работники завода попали в заколдованный круг. Забастовка, если она даже и состоится, вряд ли закончится тем, что будут выполнены выставленные рабочими условия. На данном этапе единственным выходом для работников и администрации могут стать лишь переговоры и взаимные уступки. Но только на данном.

Мы продолжаем следить за развитием ситуации.

Выбор читателей