Китай прокатится по России вдоль и поперек

Китайские автомобили, в силу своей дешевизны и определенного преимущества в плане товарного вида, представляют главную конкурентную угрозу загибающейся российской автомобильной отрасли




Ульяновский автомобильный завод с 6 августа ушел в "корпоративный отпуск": приостановил сборку "Уазиков" до 3 сентября. Возможно, это не самое плохое решение для одного из немногих уцелевших до сих пор отечественных автопроизводителей. Слишком много машин выпускать не нужно – могут возникнуть проблемы со сбытом. Зато нужно набраться сил всему коллективу, ведь предстоит тяжелая борьба с иностранными конкурентами.

Длительного противостояния с иномарками уже не выдерживает лидер российского автопрома –ВАЗ. Три года назад он уступил им по объему выручки, в прошлом году – по количеству проданных машин. А в этом, по всей видимости, выручит на российском рынке меньше, чем японская Toyota. По данным тольяттинского агентства "Автостат", "АвтоВАЗ" ожидает выручка в размере $4,68 млрд и лишь 10,5% рынка, тогда как "Тойот" будет продано на $5,45 млрд – они получат, соответственно, 12,2% рынка. Конечно, средняя "Тойота" раза в 4 дороже средней "Лады", так что если считать в проданных единицах, АвтоВАЗ пока остается лидером (более 600 тыс. машин против 160 тыс. у Toyota). Но это пока. Объем продаж иномарок неуклонно растет – та же Toyota намерена собирать свои машины в России. У ВАЗа тенденция прямо противоположная: по итогам 7 месяцев этого года объем продаж на внутреннем рынке сократился на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 347 тыс. автомобилей.

Впрочем, ошибочно было бы думать, что основная конкурентная угроза загибающемуся отечественному автопрому исходит из Японии, США или Европы. Главный и самый опасный конкурент в этой сфере – Китай. Как раз накануне УАЗовского отпуска стало известно, что Россия превратилась в крупнейшего на сегодняшний день импортера китайских автомобилей. За первую половину 2007 г. их импорт вырос почти в 6 раз и составил 38,6 тыс. на общую сумму $450 миллионов.

В масштабах российского рынка это немного – всего 1 процент. Но это только начало. Китайский автопром развивается столь бурно, что, по оценкам экспертов, уже сегодня выпускает автомобилей на 1,7 млн штук больше, чем может переварить внутренний рынок. При этом сбыт за рубежом у его продукции весьма ограничен. Китайские машины абсолютно не удовлетворяют западным стандартам экологии и безопасности, поэтому ни в Европе, ни в США спросом практически не пользуются. Китайцы с гордостью заявляют, что продают свои автомобили в 177 стран мира; при этом три их крупнейших рынка сбыта – Россия, Казахстан и Иран. Беда в том, что пока КНР не научится делать более качественные автомобили, она будет стремиться всеми правдами и неправдами "впаривать" именно нам продукцию своего автопрома. Российский автолюбитель со скромным достатком не избалован ни качеством, ни дизайном "железных лошадок", на которых ему приходилось ездить. И тут на рынке появляются вполне доступные и такие шикарные на первый взгляд (как большинство китайских товаров) автомобили. Как тут не соблазниться?

Одним словом, китайские автомобили, в силу своей дешевизны и определенного преимущества в плане товарного вида, представляют главную конкурентную угрозу российскому автопрому. Именно поэтому китайцам было отказано в размещении в РФ сборочных производств (а они хотели построить для начала сразу 4 предприятия).

Кстати, в ближайшие недели, очевидно, станет известно о новых сборочных проектах. Это будут Mitsubishi и Hyundai, а также, возможно, итальянская Iveco и шведская Volvo. Соглашения о промышленной сборке с ними будут заключены до 15 сентября. Срок точно известен, поскольку после этой даты в России изменятся рамочные условия для подобных проектов – ввозимые из-за рубежа комплектующие для собираемых автомашин будут облагаться высокими пошлинами. Таковы правила ВТО, в которую Россия все еще не теряет надежды вступить.

Таким образом, ВТО, вопреки известным опасениям, поможет российскому автопрому. (Сумеет ли он воспользоваться этой помощью – другой вопрос.) Пошлины на ввозимые иномарки будут снижаться поэтапно (в течение 7 лет) и незначительно, так что это практически не отразится на их цене. "Отверточное" производство иномарок (за исключением тех проектов, которые запущены до 15 сентября 2007 г.) подорожает и, видимо, тоже перейдет в другой ценовой диапазон. В этих условиях основную угрозу "Ладам" и "Уазикам" будет представлять Китай. А также их собственный менеджмент и качество.

Выбор читателей