Хиллари Клинтон окрылила измена мужа

Предвыборная кампания в США набирает обороты. Кандидата от демократов Хиллари Клинтон уже обвинили в расизме и гомофобии. Однако избиратели по-прежнему хотят видеть ее президентом страны




Предвыборная кампания в США набирает обороты. Кандидата от демократов Хиллари Клинтон избиратели уже обвинили в расизме в гомофобии. Однако по-прежнему хотят видеть ее президентом страны.

На днях госпожа Клинтон запустила первый агитационный видеоролик, в котором раскритиковала Джорджа Буша и пообещала лучше, чем он, управлять страной. Творенье предвыборного штаба Клинтон сделано по классическим канонам политической рекламы: демократ Хиллари Клинтон снята в самой демократичной обстановке, среди простого народа: рабочих, фермеров, пожилых женщин и детей.

Закадровый голос Хиллари доверительно сообщает избирателям об их социальных проблемах: "Если вы семья, которая борется каждый день и не имеет медобслуживания, вы невидимы для этого президента. Если вы одинокая мать, вынужденная работать, чтобы воспитывать ребенка, вы невидимы для этого президента". В заключение миссис Клинтон сравнивает себя с действующим президентом: "Американцы по всей стране могут быть невидимы для этого президента, но они не будут невидимы для меня и для следующего президента США".

Американские политтехнологи ролик одобрили, указав, что трогательные картинки смягчат образ "железной леди" в глазах избирателей. Зато простые зрители на блогах и форумах разразились резкой критикой. Хиллари Клинтон обвиняют не только в неполиткорректности по отношению к Джорджу Бушу, который, как известно, в выборах не участвует и конкурентом миссис Клинтон не является, но даже в расизме. Политических активистов в Интернете также возмутило отсутствие в клипе темнокожих американцев и выходцев из Латинской Америки. "Это чудовищно! Нам нужен президент, который бы представлял всех американцев, а не такая расистка!" – пишет один из комментаторов.

Хотя последнее обвинение, мягко говоря, притянуто за уши, оно вызвало большой резонанс в прессе. Несмотря на то (а может, как раз благодаря тому), что Хиллари Клинтон на сегодня, судя по опросам общественного мнения, самый вероятный кандидат в президенты, пресса не прощает ей ни малейшего промаха.

Недавно, например, она "попалась" на проблеме однополых браков. Ближайший конкурент Хиллари от демократов Барак Обама во время выступления в Калифорнии заявил, что будет защищать гражданские права геев. В то время как миссис Клинтон высказалась более осторожно, предложив передать этот вопрос на откуп штатам. А "на местах", как известно, нетрадиционные браки не приветствуются. За это Обама обвинил ее в гомофобии – довольно серьезное для Америки "преступление".

Впрочем, при ближайшем рассмотрении все эти дискуссии – не более, чем часть обычного политического реалити-шоу, необходимый элемент любой предвыборной кампании. То, что вызывает много шума, но не влияет существенно на результаты. Все же главные больные темы выборов-2008 в США – это война в Ираке и защита от терроризма. Решения именно этих проблем ждут американцы от будущего президента, а значит – им должен стать сильный и волевой человек.

И как раз в этом аспекте "слабая половина" избирательного списка имеет преимущество перед конкурентами. Согласно одному из опросов, 75% американцев считают Хиллари Клинтон "сильным лидером". Для сравнения: ее соратник по партии Барак Обама получил в этой номинации 68% голосов, а ведущий представитель республиканского лагеря Рудольф Джулиани – 71 процент.

Кстати, тот факт, что Хиллари Клинтон может стать первым в истории Америки женщиной-президентом, уже не смущает рядовых американцев, как это было лет десять назад. Согласно различным опросам, от 58% до 75% граждан США готовы голосовать за женщину на президентских выборах. При этом еще недавно аналитики горячо обсуждали возможность выдвижения госсекретаря США Кондолизы Райс в кандидаты от республиканцев. В этом случае сложилась бы совсем уж пикантная ситуация. Однако Райс от участия в выборах отказалась, и Клинтон осталась единственной женщиной-претенденткой. Зато конкуренцию в Демократической партии ей составляет чернокожий Барак Обама – тоже из серии "что-то новенькое" для президентских выборов в США.

Надо сказать, что с ролью женщины-политика миссис Клинтон справляется весьма умело, не допуская излишней игривости ни в нарядах, ни в речах. Ведь политика все же остается мужским поприщем, на котором женщина не имеет право быть ни легкомысленной, ни слабой, ни даже слишком женственной – иначе ее просто не будут воспринимать всерьез. Поэтому госпожа кандидат очень старается быть серьезной, обходя в этом даже коллег-мужчин. К примеру, на недавних теледебатах все с тем же Обамой она обвинила последнего в поверхностных суждениях, когда тот решительно заявил, что США должны "оставить поле боя в Ираке и перенести боевые действия в Афганистан и Пакистан".

Сама Клинтон предельно осторожна в своих высказываниях и никогда не позволяет себе лишнего. Из-за этой осторожности, правда, весьма сложно выявить ее политическую позицию по большинству вопросов. Будучи сенатором от штата Нью-Йорк, она придерживалась либеральных взглядов. Но сейчас переместилась в центр, не всегда умело лавируя между либералами и консерваторами.

Так, в отношении Ирака она как-то сказала: "Я не согласна с теми, кто думает, что мы должны выйти из Ирака". Но сразу добавила: "Но я также не думаю, что мы должны оставаться там вечно". При этом Хиллари Клинтон яростно критикует политику Джорджа Буша в этой стране, называя ее "абсурдной", хотя в свое время отдала свой сенаторский голос за ввод войск в Ирак.

В отношении болезненной для Америке темы запрещения абортов Клинтон также пытается угодить всем. С одной стороны, она не отказывает американским женщинам в этом праве, с другой – называет аборт "трагическим выбором" и предлагает срочно развернуть кампанию по усыновлению детей-сирот. При этом максимально использует те немногие преимущества, которые дает ей ее пол: доверительный тон в обращении к женщинам, акцент на понимание их проблем, "невидимых" для вечно занятых мужчин (что и продемонстрировал вышеописанный видеоролик).

Американская пресса единодушна в том, что весомый вклад в положительной имидж бывшей первой леди внес так называемый "фактор Билла": рокового мужчины и популярного президента. Свою роль бывшего президента и потенциального "первого мистера" страны Клинтон играет безупречно.

К примеру, в интервью второму каналу израильского телевидения Клинтон завил, что жена лучше него справится с президентскими обязанностями: "В некотором смысле она будет лучше благодаря тому, что мы делали вместе. Во-первых, у нее есть опыт работы в Сенате, а у меня его не было. Во-вторых, у нее за спиной будет восьмилетний срок в Белом доме".

Видимо, таким образом Билл Клинтон отблагодарил свою жену за моральную поддержку во время всей его политической карьеры и особенно во время страстей по Монике Левински. Помнится, Хиллари чуть ли не единственная оправдывала изменника-мужа, списывая его подвиги в Овальном кабинете то на человеческую слабость, то на детские травмы.

А ведь именно тогда, по сути, и началась предвыборная кампания Хиллари Клинтон. Если раньше американцы относились к ней весьма сдержанно, считая, что она руководит своим мужем и слишком активно вмешивается в политику, то теперь ее роль "несчастной женщины, преданной негодному мужу" вызывает сочувствие и симпатию.

На этой волне миссис Клинтон попала в сенаторы, и постепенно ее образ верной жены и сильной женщины трансформировался в образ "надежного политика" и "сильного лидера". Так что можно сказать, что те 42% голосов, которые сторонники демократов в США готовы отдать за Хиллари, завоеваны четой Клинтонов сообща. И если Хиллари победит на выборах, Америка получит не только первого в своей истории президента-женщину, но и, в известном смысле, первого президента – супружескую пару.

Выбор читателей