Шпионский скандал разорил команду "Формулы-1"

Всемирный совет мотоспорта оштрафовал "Макларен" на 100 миллионов долларов. Шпионаж обернется для команды изгнанием из Кубка конструкторов и иными санкциями, ведущими к катастрофическим убыткам




Скандал на "Формуле-1", связанный с наложением штрафных санкций на команду "Макларен", активно обсуждается в прессе и внутри самой команды, решением Всемирного совета мотоспорта исключенной из Кубка конструкторов-2007 и обязанной выплатить штраф в размере $100 миллионов. Это наказание стало результатом длительного расследования обстоятельств, при которых секретные технические документы конкурента "Макларена" - команды "Феррари" - попали в чужие руки.

Для "Формулы-1" сумма штрафа беспрецедентно велика. Для сравнения - это весь бюджет "Вильямс" на текущий год или три бюджета "Спайкера". Если прибавить к $100 млн еще и потери призовых, которые повлекут за собой исключение "Макларена" из Кубка конструкторов, то в общей сложности урон, нанесенный финансам команды, составит порядка $143 миллионов. Эту потерю, заявляют эксперты, нужно оперативно компенсировать, иначе материальная составляющая сильно скажется на качестве новой машины "Макларена".

Титульный спонсор команды - Vodafone - в нынешнем году по контракту выплатил $80 млн, еще $40 млн добавили в бюджет "Макларена" нефтяники из Mobil, и $30 млн внесла компания Johnie Walker. Штраф, наложенный ВСМ за промышленный шпионаж, составил примерно четверть от годового бюджета команды, так что компенсировать потерянные деньги в течение ближайшего времени будет очень сложно. Единственная уступка, на которую пошел Всемирный совет мотоспорта, - это разрешение гонщикам Льюису Хамильтону и Фернандо Алонсо оставить очки, набранные в ходе чемпионата.

В следующем гоночном сезоне подмоченная репутация "Макларена" скажется на работе команды: чтобы ее допустили к участию в "Формуле-1", придется сначала доказать, что в конструкции новой машины нет никаких заимствований интеллектуальной собственности "Феррари".

Кроме того, решение Всемирного совета автоматически вывело "Феррари" в лидеры рейтинга чемпионата конструкторов: до сих пор эта команда занимала второе место с отрывом от третьего, присужденного BMW Sauber, в 57 очков, а теперь вырвалась на первое. Словом, технический шпионаж, в котором обвинили "Макларен", коренным образом повлиял как на ситуацию внутри команды, так и на положение дел в "Формуле-1". Между тем многие, в том числе и эксперты, назвали санкции ВСМ большой неожиданностью и сочли их довольно жесткими, но практичными.

На сегодня запланировано очередное заседание совета, на котором должны перечислить причины, ставшие основой для вынесения вердикта. После этого глава "Макларена" Рон Деннис объявит, будет ли подаваться апелляция. "Мы считаем, что у нас есть основания для апелляции, - объяснил он. - Но мы дождемся публикации результатов расследования ВСМ".

На пресс-конференции, которую команда собрала после сокрушительного приговора, никаких высказываний, критикующих решение Всемирного совета мотоспорта, не прозвучало. Рону Деннису пришлось ответить на вопрос представителей СМИ: насколько пострадает материальное благополучие "Макларена"? Он объяснил, что сначала придется возместить прибыль, которую команда могла бы получить, но не получит с телевизионных трансляций за заработанные очки. Это, по сути, половина штрафа. "Но в "Макларене" прочная финансовая ситуация, наш годовой бюджет - около $450 - 500 млн", - добавил Деннис. Комментировать решение ВСМ и предположение о том, что совет "использует методику двойных стандартов", шеф оштрафованной команды отказался.

Выбор читателей