Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
|
На самом деле указанная труба давно уже существует более чем наполовину: еще в 2002 г. Украина построила нефтепровод от Одессы до Бродов, то есть почти до польской границы. Но дальше дело не пошло, и вот уже три года эта труба "в никуда" работает в обратном (реверсном) режиме - перекачивает нефть к побережью Черного моря. Разумеется, не каспийскую, а российскую. Ну, и конечно, никакой "антироссийской направленности" в этом проекте сейчас не наблюдается.
Но вот дело сдвинулось, кажется, с мертвой точки. "Последним шагом в реализации проекта Одесса - Гданьск" называет вильнюсскую встречу польская газета "Речь посполита". Дескать, всего пять месяцев назад на аналогичной конференции в Кракове те же участники дали заверения о политической поддержке проекта. Теперь появилась надежда, что "политические декларации трансформируются в конкретные решения". "Конструктивной и полезной" назвал вильнюсскую встречу ее хозяин, президент Валдас Адамкус. Проекту предлагается придать статус "европейского интереса".
Впрочем, изобретатели "альтернативных" энергетических коридоров, похоже, и на этот раз выдают желаемое за действительное. Начнем с того, что проект у них получается довольно слабенький: максимальная пропускная способность имеющегося отрезка трубы (до Бродов) составляет 20 млн т в год - кардинально в энергобалансе Восточной Европы они ничего не поменяют, до Балтийского моря вообще будут доходить какие-то "крохи". Кроме того, ничего конкретного по строительству этой трубы в Вильнюсе решено не было. В опубликованных по итогам конференции документах проект нефтепровода Одесса - Гданьск характеризуется как "самый реалистичный проект диверсификации поставок нефти в ЕС". И каковы же, спрашивается, тогда все остальные?! "Его внедрение позволит прямо поставлять нефть в ЕС из Каспийского моря". Одессу, выходит, планируется перебазировать на Каспий? Ну, это мелочи, а вот основное: "важно обеспечить заинтересованность казахских и азербайджанских институтов и нефтяных предприятий направить часть нефти через новый отрезок нефтепровода Одесса - Броды - Плоцк". То есть нефти для нового нефтепровода как не было, так и нет.
Помнится, на прошлую встречу в Кракове организаторы конференции настоятельно приглашали Назарбаева, но президент Казахстана как раз в это время встречался со своими российским и туркменским коллегами на предмет Прикаспийского газопровода. Таким образом, в казахстанской нефти стратегам "Одессы - Гданьска" было отказано. В Вильнюсе история с Казахстаном повторилась. Некоторую надежду в участников конференции вселило присоединение к проекту Азербайджана. К уже действующему польско-украинскому предприятию-оператору Sarmatia добавилось азербайджанское нефтяное общество Soca (а также грузинское GOGC и литовское Klaipedos nafta). Однако в реальности это мало поможет делу: у Азербайджана в обозримой перспективе "лишней" нефти не предвидится. Ее не хватает даже на стратегически куда более важную трубу Баку - Джейхан (к наполнению которой поэтому тоже привлекают Казахстан). У участников проекта имеются и внутренние проблемы. Так, в Польше не решен вопрос земельного отвода под строительство нефтепровода: еще только предстоит улаживать дело с 17 тысячами собственников, по землям которых будет проходить труба.
Тем не менее, Польша и Литва пребывают в эйфории от виртуальных успехов. "Я рад, что сегодня в Вильнюсе европейские государства нашли понимание с государствами, которые еще не являются членами ЕС. Это подтверждает, что члены семьи ЕС, решая энергетические проблемы, будут говорить в один голос", - сказал Валдас Адамкус после переговоров. "Литва и Польша присоединились к обороту идей", - поддержал его Лех Качиньский.
Украина смотрит на вещи более прагматично. По оценкам секретариата президента страны, только на подготовку к практической реализации проекта Одесса - Гданьск (то есть на составление ТЭО, решение вопроса с земельным отводом, подписание всех договоров) уйдет не менее двух лет. Плюс - само строительство, плюс - поиск нефти. В общем, процесс долгий. А пока суд да дело, Киев, по словам первого замглавы секретариата президента Александра Шлапака, готов не только продолжать использовать свой участок будущего нефтепровода (из Одессы до Бродов) в реверсном режиме, но и рассмотреть российское предложение об увеличении объемов прокачки сырья в этом направлении. Более того, Украина также готова рассмотреть возможность участия России в консорциуме по достройке нефтепровода до Гданьска. "Реализация данного проекта не является вызовом России", - подчеркнул Шлапак.
Конечно, пока трудно себе представить ситуацию, чтобы Варшава согласилась на участие России в их антироссийском детище, но кто знает? Когда не нашлось "альтернативной" нефти для трубы Одесса - Броды, Украина не побрезговала качать по ней российскую нефть в противоположную сторону, фактически переделав проект в Броды - Одесса. И в итоге получила за три года $170 млн в качестве платы за транзит. А ведь от удлинения пустой трубы от Бродов до Гданьска нефти в ней не появится. И реверс тут уже не получится: никому не придет в голову перекачивать нефть на Черное море с Балтийского. Кроме того, появляются новые конкуренты: строится нефтепровод Бургас - Александруполис, проектируются Бургас - Влера и Констанца - Триест, и все они, как и Одесса - Гданьск, нацелены на каспийскую нефть, которая транспортируется через Черное море. А ее на всех точно не хватит.
Супруги предпочитали жить на широкую ногу
Стало известно, почему украинцы отказались от переговоров в Стамбуле