Космонавты приземлились жестко

Аппарат корабля "Союз ТМА-10" с российским экипажем 15-й экспедиции МКС и первым малайзийским космонавтом совершил приземление в казахской степи, не долетев до предполагаемого места посадки около 70 километров


ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



Все хорошо, что хорошо кончается: спускаемый аппарат корабля "Союз ТМА-10" с российским экипажем 15-й экспедиции МКС и первым малайзийским космонавтом на борту вчера приземлился в казахской степи. Без приключений не обошлось: по словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, аппарат не долетел до предполагаемого места посадки "буквально 50–70 километров".

Отделение спускаемого аппарата произошло на высоте 140 км над Средиземным морем. Сразу после вхождения в плотные слои атмосферы его обнаружили по радиомаяку. Когда аппарат начал снижение, был задействован резервный вариант посадки по так называемой баллистической траектории, который предполагает изменение района посадки. "Баллистический спуск единственно отличается тем, что больше перегрузки, – пояснил глава Роскосмоса. – Этот вариант является штатным, хотя и резервным".

За приземлением космонавтов из подмосковного ЦУПа наблюдала делегация из Малайзии, а также родственники космонавтов, которые сильно заволновались после сообщения о переходе аппарата на баллистическую траекторию спуска, а мама малайзийского космонавта от волнения расплакалась.

Спускаемый аппарат приземлился в 14:36 мск, причем после посадки он оказался на боку. К месту приземления были тут же направлены 17 поисковых вертолетов и самолетов. К моменту прибытия спасателей космонавты успели замерзнуть, поскольку температура воздуха составляла около +6°С , а отопление в скафандрах не предусмотрено. "Первый космонавт Малайзии Шейх Музафар Шукор и экипаж 15-й экспедиции – Федор Юрчихин и Олег Котов нормально перенесли снижение и посадку, настроение у них бодрое", – сообщил по телефону в подмосковный ЦУП представитель Службы поиска и спасения.

Первым из спускаемого аппарата был извлечен командир экипажа Федор Юрчихин, вторым Шейх Музафар Шукор, третьим – Олег Котов. "Лучше всех себя чувствовал, конечно, Музафар, потому что летал меньше всех по продолжительности, – сказал глава Роскосмоса. – Космонавты эвакуированы и чувствуют себя нормально: у одного пульс 72 удара в минуту, у другого 80-90 ударов и давление нормальное. Так что в целом все в порядке".

Глава РКК "Энергия" Виталий Лопота отметил, что спуск прошел полностью в автоматическом режиме. "Замечу, это не первый случай, – сказал он. – Замечаний к двигателям посадки и парашютам у нас нет, но почему это произошло, будем тщательно разбираться. Баллистический срыв в баллистический спуск произошел на высоте более 50 километров, когда спускаемый аппарат выходил из плазмы".

Нам же остается напомнить, что российские космонавты Юрчихин и Котов проработали на Международной космической станции 196 суток. За это время они дважды выходили в открытый космос, разгрузили два транспортных корабля "Прогресс" и приняли экипажи двух шаттлов. Шейх Музафар Шукор прилетел на орбиту 12 октября вместе с экипажем 16-й основной экспедиции – Юрием Маленченко и Пегги Уитсон.

Комментируя первый в истории полет своего соотечественника в космос, министр обороны Малайзии Наджиб Абдул Разак заявил, что его страна приобрела неоценимый опыт, так как этот полет "будет служить успешным примером во всех областях – и с точки зрения науки, и с точки зрения технологий, и с точки зрения инноваций". Разак также сказал, что планирует обсудить с главой Роскосмоса вопрос об отправке на МКС второго малайзийского космонавта.

## AP ©

Выбор читателей