Страх и ненависть в Тбилиси

Возможность новой революции настолько напугала Саакашвили, что он принял решение развязать "маленькую победоносную войну". К ней уже готовы не только министры, депутаты, военные, но и священники




Война становится неизбежной, когда даже пацифисты убеждаются, что все беды можно преодолеть, только уничтожив их главного виновника – врага, как правило, внешнего, являющегося источником зла. Грузия, милитаризация которой достигла сегодня апогея, движется в этом направлении. Главный враг – "коварная Москва" и ее "сателлиты" Абхазия и Южная Осетия.

О неизбежности войны в Тбилиси говорят даже те, кто призван доносить до людей одну из краеугольных заповедей существования человечества – "не убий". На днях католикос Илия II в главном храме Грузии заявил, что "народ Грузии не успокоится до тех пор, пока Южная Осетия и Абхазия не вернутся в состав единого государства". Словам католикоса удовлетворенно кивали президент Михаил Саакашвили и спикер парламента Нино Бурджанадзе, которая обещала послать одного сына на войну в Абхазию, а второго в Южную Осетию.

Наступил момент, когда политики и все большая часть обрабатываемого населения практически не сомневаются, что воевать придется. В общественном сознании укрепился тезис о неизбежности силового подчинения "мятежных" Южной Осетии и Абхазии, любое сообщение о наращивании военных усилий и подготовке к ведению боевых действий воспринимается как должное. О том, что страна меняет свой статус, Михаил Саакашвили объявил в своем выступлении перед выпускниками Военной академии в Тбилиси: "Грузия больше не нейтральная страна. У наших недоброжелателей несколько главных целей. Одна – избавиться от сегодняшнего правительства страны, поскольку, в отличие от правительства 1921 года, оно может отдавать приказы, когда надо. Вторая – подбросить Грузии идею нейтралитета". Несоблюдение нейтралитета означает только одно – развязывание войны в любой момент. Если президент заявляет, что страна свободна от всяких соглашений и не будет соблюдать ранее достигнутых договоренностей, которые "связывают ей руки", это свидетельствует о многом. О том, что постоянные вооруженные провокации в зонах конфликтов будут продолжены. И о том, что российские миротворцы больше не являются препятствием для грузинских военных, если будет отдан приказ атаковать самопровозглашенные республики. Вчера после урегулирования конфликта в Зугдидском районе Саакашвили объявил командующего Коллективными силами СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта генерал-майора Сергея Чабана персоной нон грата в Грузии. "Нашему терпению приходит конец. Мы дали приказ защищаться при следующем нападении, защищаться всеми существующими возможностями, а возможностей у нас достаточно – вы хорошо знаете", – заявил грузинский президент, выступая перед журналистами.

Согласно данным официальных отчетов государств в регистр ООН, за два года Грузия закупила у Чехии 70 модернизированных танков Т-72, около тридцати 152-миллиметровых самоходных гаубиц DANA и три десятка 120-миллиметровых минометов. Украина за этот же срок поставила Грузии 16 танков Т-72, 20 БТР-80, 12 БМП-2, шесть самоходных артиллеристских установок "Акация", девять боевых вертолетов различных модификаций, шесть учебных самолетов L-39. За два года грузинские арсеналы пополнились 6 тыс. 808 ракетными установками, включая ЗРК "Оса-АКМ", ПТУР "Конкурс", "Фагот", "Штурм" из Украины, Казахстана и Болгарии. Босния и Герцеговина продала грузинским военным партию из 90 батальонных минометов и югославского производства и дальнобойных 262-миллиметровых установок залпового огня Оrkan, одних из самых мощных в мире. К этому стоит добавить поставки военной техники и систем вооружения из Турции и Греции, стран Балтии. Сотни тысяч единиц стрелкового оружия по демпинговым ценам продали Грузии предприимчивые египтяне.

В Тбилиси любят "вспомнить" о том, что черноморское побережье до Туапсе и добрая часть Карачаево-Черкесии когда-то якобы принадлежали Грузии. Пока Грузия присматривается к черноморскому побережью с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Predator, которые ведут разведку над территорией Абхазии. Кроме того, эти аппараты могут нести ракеты и бомбы. Недавно один из таких БПЛА появился над Очамчирским районом Абхазии со стороны моря. Абхазские силы ПВО открыли огонь по нарушителю; в небе были видны сильные вспышки, и Predator скрылся за линией горизонта. По словам начальника Генштаба Абхазии генерал-лейтенанта Анатолия Зайцева, это уже восьмое нарушение воздушного пространства республики грузинскими самолетами-разведчиками за последние три месяца. Как уточнили источники "Yтра" в силовых структурах, обстрелянный абхазами БПЛА стартовал с турецкой авиабазы "Инджирлик". Активизация полетов свидетельствует о подготовке к вторжению; о возможной агрессии говорит и активизация грузинских военных и спецслужб в зоне грузино-осетинского конфликта. В Южной Осетии в состояние повышенной боеготовности были приведены подразделения российских миротворцев, которых укомплектовали чеченскими бойцами батальонов "Запад" и "Восток" спецназа Минобороны России.

Похоже, Тбилиси сознательно форсирует события. В первой половине декабря будет решаться судьба Косова, и, судя по всему, США настроены на признание независимости края. Бывший начальник управления президента России по связям с зарубежными странами Модест Колеров считает, что в случае получения независимости Косова этот прецедент будет иметь универсальный характер и может быть использован в отношении самопровозглашенных республик на пространстве СНГ – Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.

Лидеры Абхазии и Южной Осетии в очередной раз подтвердили намерение совместно бороться за признание независимости своих республик. Нападение на одну из них автоматически будет означать начало боевых действий сразу на двух фронтах – абхазском и осетинском. По-другому в Южной Осетии и Абхазии поступить не могут – на кону стоит слишком многое. "Мы заявляем, что в случае реализации агрессивного плана Грузии будут приниматься ответные действия. Еще раз предлагаем отказаться от агрессивных планов, разработанных генштабом Грузии. Тем более что наметился сдвиг в переговорном процессе и любая провокация со стороны Грузии вновь сведет его к нулю", – заявил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. Он обратился к посредникам переговорного процесса, прежде всего к российской стороне, с просьбой о недопущении полномасштабных военных действий на территории Южной Осетии и Абхазии.

Большинство аналитиков сходится во мнении, что нынешняя эскалация обстановки вызвана серьезно обострившейся внутриполитической ситуацией в Грузии. Второго ноября оппозиция собирается вывести на улицы Тбилиси до 100 тысяч недовольных под лозунгами "Грузия – без президента". Прелюдией к этим событиям стали потасовки в Зугдиди, где сторонники президента Грузии и переодетые в цивильное полицейские ловили и избивали оппозиционеров на улицах.

Возможность новой революции, судя по всему, настолько напугала Саакашвили, что на совещании со своим окружением 29 сентября он принял решение развязать "маленькую победоносную войну", которая должна отвлечь грузин от внутренних проблем. Но, как показывает история, из малых войн очень часто вырастают масштабные кампании. В любом случае, на Россию в этот ответственный период возлагается особая задача по защите своих граждан в Абхазии и Южной Осетии. И в случае агрессии Москва обязана ответить не по-ельцински, а оперативно, резко и жестко. Любая иная реакция только раззадорит тбилисских "ястребов".

Выбор читателей