Саакашвили получил привет из Лондона

Одним из следствий последних событий в Грузии стало выдвижение на первый план Бадри Патаркацишвили. Находящийся в Лондоне олигарх заявил о намерении выставить свою кандидатуру на пост президента


ФОТО: AP



Одним из следствий последних событий в Грузии стало выдвижение на первый план старинного партнера Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили. После того как, разогнав мирную демонстрацию и введя чрезвычайное положение на территории всей страны, Саакашвили объявил о проведении досрочных президентских выборов, они были назначены на 5 января 2008 г., находящийся в Лондоне Патаркацишвили заявил о намерении выставить свою кандидатуру на пост президента.

Он готовится идти на выборы под лозунгом: "Грузия без Саакашвили – это Грузия без террора". Заметим, что первая часть этого призыва до боли похожа на приснопамятное "Кучма, геть!". Да и вообще сценарий "народного бунта" против Саакашвили выглядит слепком с первой фазы украинского сюжета, с Зурабом Жвания в роли Гонгадзе. А вместо пресловутых пленок Мельниченко публике был предъявлен Ираклий Окруашвили, лично рассказавший о планах Саакашвили ликвидировать Бадри Патаркацишвили. Сделано это было в эфире принадлежащего последнему телеканала.

В дальнейшем выяснилось, что Патаркацишвили давно содержит оппозиционные партии и что именно он был главным спонсором митинга в центре Тбилиси, а незадолго до выступления оппозиции передал свой пакет акций телекомпании "Имеди" в холдинг западного медиа-магната Мердока. Сразу после "газовой атаки" на оппозицию олигарх заявил, что не пожалеет никаких денег ради свержения режима Саакашвили. Затем, еще через день, Патаркацишвили дал понять, что намерен изменить тактику: не скупать Грузию и влиять на ее политику с помощью денег, а просто занять высший государственный пост и затем его ликвидировать, преобразовав президентскую республику в парламентскую. Тут следует напомнить, что тема парламентской республики является одной из самых навязчивых идей политтехнологов, занятых переформатированием постсоветского пространства. Лежащая на поверхности цель этих затей сводится к расширению возможностей для манипулирования. То есть говорят о "развитии демократии", а имеют в виду слабого президента, назначаемого премьера и расколотый парламент, а именно - много рычагов управления и много ниточек, за которые можно дергать. Реализовавшую этот проект Украину трясет уже три года.

Теперь очередь дошла до Грузии, и манипулятор, как водится, вещает из Лондона. Но грузинские власти проявляют бдительность. В конце прошлой неделе Генеральная прокуратура Грузии уже заявила, что подозревает Патаркацишвили в подготовке государственного переворота. Теперь осталось объявить его "агентом Москвы". Вот смеху-то будет... Впрочем, грузинам сейчас не до веселья.

Как показали события последних дней, Саакашвили удалось деморализовать и расколоть оппозицию. Народ разогнали и запугали водометами и дубинками, а для оппозиционных элит приготовили "отравленную конфетку" в виде досрочных президентских выборов. И сегодня лидеры двенадцати карликовых партий, входящих в так называемую "Объединенную оппозицию", забыв о митинговых страстях, с энтузиазмом принялись играть в игру "Выбери меня!".

Между тем эксперты с самого начала предупреждали, что, пойдя на "уступку", Саакашвили вывернул и переформатировал ситуацию: оппозиция требовала отмены решения о переносе парламентских выборов, говоря о необходимости укрепления законодательной власти, а получила досрочные выборы президента. Расчет Саакашвили прост: менее чем за два месяца оппозиции не удастся провести полноценную предвыборную кампанию, даже при условии единого мнения относительно общего кандидата и мобилизации совместных усилий на его раскрутку.

Но сегодня ни о какой настоящей консолидации оппонентов Саакашвили речи не идет. Так называемые взвешенные политики, получив поддержку в лице делегаций ПАСЕ и ОБСЕ, срочно приехавших в Тбилиси в минувшие выходные, уже принялись говорить о "диалоге с властью", которая тем временем продолжает возбуждать уголовные дела против "врагов Грузии". Другие политики восприняли предстоящие выборы как способ укрепить свои позиции, третьи – вообще ушли в подполье и уже начали просить политического убежища.

Раскол оппозиции происходит не по партийному, а по персональному принципу. Так, председатель "Республиканской партии Грузии" Давид Усупашвили демонстрирует готовность к диалогу, в то время как его товарищ по партии Леван Бердзенешвили, обвиненный в связях с "московскими резидентами", вынужден скрываться от представителей власти. В стране идут аресты, а Саломе Зурабишвили рассуждает о "победе оппозиции" и тут же добавляет, что готова стать единым кандидатом от оппозиции.

На фоне такого разброда и шатания достаточно правдоподобно выглядят оценки аналитиков, считающих, что у Саакашвили, если он хочет сохранить власть, есть два выхода. Первый – это стать модератором предстоящих выборов, то есть самому назначить своего соперника от оппозиции. И второй – срочно исправить свой имидж, начав военные действия против Абхазии или в Южной Осетии.

В такой ситуации России нужно укреплять свои позиции на Кавказе, а не вникать в тонкости внутренней политики Грузии, насквозь пропитанной национализмом с явным антироссийским акцентом. Все хотя бы отчасти лояльные России политические фигуры давно нейтрализованы: убиты, арестованы или находятся в эмиграции. А это означает, что независимо от того, кто станет победителем на январских выборах в Грузии, проблемы останутся прежними.

Тем не менее сценарий попытки отстранения Саакашвили от власти должен быть досконально изучен для того, чтобы исключить разыгрывание его аналога в России. А российским политикам стоило бы перестать выказывать сочувствие грузинской оппозиции, которая слишком уж похожа на лидеров "Другой России".

Выбор читателей