Саакашвили: Новая кровь

Противостоять возможной вооруженной агрессии против Абхазии и Южной Осетии будет чеченский спецназ Минобороны России. Грузинское руководство чеченских формирований очень боится



ВСЕ ФОТО



За выборами в Косове пристально следили в Тбилиси, Цхинвале и Сухуме. Признание результатов голосования албанского большинства (проживающие в крае сербы голосование бойкотировали) ведущими геополитическими игроками не сулит ничего хорошего грузинам, осетинам и абхазам. В Южной Осетии и Абхазии готовятся к обороне рубежей, а в Грузии, соответственно, к нападению, поскольку возвращение территорий самопровозглашенных республик объявлено приоритетом курса официального Тбилиси.

"Мы уже не реагируем на постоянные угрозы руководства Грузии о неизбежности войны. Нам остается только готовиться и защищаться. Поэтому на все выпады отвечаем как спартанцы персидскому царю: "Приди и возьми, если сможешь, конечно", – так комментирует ситуацию директор независимого информационного агентства Южной Осетии IR Анатолий Жажиев. – Пожалуй, никогда с момента боевых действий 2004 г. угроза вооруженного вторжения не была столь очевидной".

Действительно, даже перенос выборов в Грузии объясняется не уступкой, которую власти сделали оппозиции, а тем, что Саакашвили может банально не успеть. Одной из главных причин переноса голосования с весны на январь 2008 г. является пресловутый косовский прецедент. Если Косово обретет независимость, это автоматически заставит Москву сделать шаги в сторону признания Абхазии и Южной Осетии. Поэтому в Тбилиси и спешат, Саакашвили постоянно обещает решить территориальный вопрос "в ближайшее время". Какой смысл устраивать голосование весной, приглашая в Грузию толпы наблюдателей от ОБСЕ, если к тому времени такие "лакомые куски, как Южная Осетия и Абхазия, будут находиться явно не на грузинском столе"?

Южная Осетия наиболее уязвима для грузинских Вооруженных сил, принимая во внимание ее географическое положение, численный перевес личного состава грузинских формирований и большое количество бронетехники и артиллерии, тайно введенных Грузией в зону конфликта. "В такой обстановке власти Южной Осетии надеются на поддержку со стороны России. Необходимые ресурсы для оказания такой поддержки имеются. При участии "Газпрома" строится высокогорный газопровод Дзаурикау – Цхинвал, осуществляются другие инвестиции в экономику и инфраструктуру Южной Осетии, реализуются масштабные по меркам республики проекты, имеющие значение для укрепления позиций России в Закавказье. Вооруженная агрессия обернется многомиллиардными экономическими потерями и еще более ощутимым ущербом для внешней политики нашей страны на постсоветском пространстве", – считает эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев. В этой ситуации непринятие своевременных мер российскими военными чревато потерей Россией выхода в Закавказье и утратой авторитета на всем Северном Кавказе. Похоже, в Кремле, поняв это, перестали держать ситуацию в подвешенном состоянии. В частности, по словам того же Арешева, недавно введена в строй российская военная база в районе Угарданта Джавского района Южной Осетии, где может находиться тысяча военнослужащих. В случае вооруженной агрессии со стороны Грузии на помощь российским гражданам в РЮО будет брошена дислоцированная в Моздоке эскадрилья особого назначения. По некоторой информации, южный портал Рокского тоннеля уже прикрывают силы и средства ПВО 58-й армии. В одной из бесед с корреспондентом "Yтра" председатель парламента РЮО Знаур Гассиев признал, что Генштаб РФ разработал план на случай нападения Грузии на республику. При этом Гассиев дал понять, что ответ российских военных будет неожиданным, жестким и не просчитываемым грузинской стороной. Но вопрос, хватит ли политической воли ответить на возможное военное вторжение Грузии именно военными методами, пока остается открытым.

Даже назначение нового премьер-министра Грузии Михаил Саакашвили прокомментировал в соответственной ему манере, давая понять, что тому придется работать в особых условиях: "Назначение нового премьера в первую очередь обусловлено тем, чтобы правительство работало с тройной отдачей. <…> Государству необходимы новая кровь, новая энергия, новые люди". К новой крови в Тбилиси уже действительно готовят не только военных, но и население. К примеру, в минувшие выходные несколько грузинских СМИ со ссылкой на "достоверные источники в структурах сепаратистского анклава Абхазии" сообщили, что "к концу ноября с помощью российских военных правительство Багапша намерено штурмовать Верхнюю Абхазию". И уже не важно, что официальный Сухум и российские военные несколько раз опровергли эти сведения. За Тбилиси ответил помощник госсекретаря США Мэтью Брайза: "У Грузии есть серьезная поддержка, и у нее есть серьезная сила".

На фоне военного и информационного давления Грузии несколько тактических шагов России оказались удачными. Так, в Южную Осетию в составе миротворческих сил были переброшены военнослужащие батальона "Восток" Минобороны России, которые специализируются на действиях в горной местности. На счету этих бойцов сотни операций на Северном Кавказе. Они уничтожили Абу аль-Валида и еще с десяток "бригадных генералов". Последствия ввода чеченского спецназа в Южную Осетию уже дали о себе знать. Как сообщили "Yтру" источники в силовых структурах РЮО, во время нескольких инцидентов и попыток нападения на посты миротворцев провокаторы получили отпор.

Другой батальон чеченского спецназа – "Запад" – в составе контингента миротворцев выполняет задачи в Абхазии. По данным газеты "КоммерсантЪ", бойцы были переброшены туда еще месяц назад. "У нас там находится не батальон, а всего лишь одна рота, – заявили в штабе "Запада" в Грозном. – Но они несут службу в составе миротворческих сил по контракту. Минобороны РФ имеет право направить туда любое подразделение, находящееся в штате". В направлении чеченских бойцов в горячие точки и вправду мало необычного, если бы не два момента. Во-первых, с их появлением значительно возрос боевой дух миротворческих подразделений как в Южной Осетии, так и в Абхазии, что подтверждают и местные силовики; а во-вторых (и пусть это не кажется бравадой), грузинское руководство чеченских формирований сильно боится. К примеру, во время недавней провокации в районе реки Ингур в зоне грузино-абхазского конфликта грузинская полиция при нападении на патруль миротворцев была разоружена и локализована без особых проблем. Работали, в том числе, и чеченские спецназовцы "Запада", слегка намяв бока полиции. Примчавшийся на место Саакашвили гневно заклеймил российского генерала, но тут же потряс руку спокойному как танк российскому миротворцу из чеченского батальона. Жест на Кавказе более чем красноречивый.

В этих условиях приближающаяся война вызывает все больше опасений и в самой Грузии. "Независимость Косова вынудит Грузию в ближайшие полтора года пойти на силовое решение территориальных проблем. Очевидно, что таким образом Запад обрекает Грузию на не лучшую судьбу камикадзе против России, – рисует для страны печальную перспективу тбилисский политолог, экс-глава Института демократии и национальных ценностей Леван Джашия. – Грузия ввяжется в долгосрочную войну и надолго подорвет развитие своей государственности. Но для Запада его собственные цели важнее, чем судьба страны-камикадзе".

Выбор читателей