Россия погрязла в долгах

Государство не хочет занимать много, зато немало одалживает бизнес. И пока в России кредиты предоставляются на менее выгодных условиях, чем за рубежом, тенденцию роста корпоративного долга трудно переломить




Россия все глубже залезает в долги, несмотря на нефтяные сверхдоходы и накопленные резервы. Причем, если правительство берет взаймы у своих, то частные компании – за границей.

В начале декабря Алексей Кудрин заявил, что Минфин намерен увеличивать государственный долг России. По словам министра, усилиями его ведомства на конец 2007 г. объем внутреннего долга составит 4,01% ВВП, к концу 2008 г. – 4,66% ВВП, к концу 2009 г. – 5,14% ВВП, к концу 2010 – 5,78% ВВП. Кудрин обещает, что это совсем не страшно: даже при таком росте это небольшой долг, а бюджетная система России по долговой политике остается "одной из самых устойчивых в мире".

Следует заметить, что речь не идет о новой долговой кабале перед Парижским клубом или другими заграничными кредиторами. Растет лишь внутренний долг, тогда как внешний, напротив, сокращается ускоренными темпами. В соответствии с основными направлениями долговой политики на 2008 - 2010 гг., он должен уменьшиться с 3,94% ВВП в 2007 г. до 2,37% ВВП в 2010 году. Внешний госдолг РФ, включая принятые на себя обязательства СССР, составлял на 1 октября $47,1 млрд, что почти на 10% меньше показателя на начало года. Мы выплачиваем внешний долг досрочно, за что, кстати, нас нещадно штрафуют кредиторы. Однако даже с учетом штрафов это выгоднее, чем платить долг в установленные сроки со всеми процентами.

Внешний долг России будет сокращаться, а внутренний – расти. В сумме госдолг к 2010 г. составит 8,15% ВВП против 7,95% в начале 2007 года. По мировым меркам это мало. Достаточно взглянуть на лидера мировой экономики – США, чей госдолг в настоящее время составляет порядка 60% ВВП и имеет столь сильную тенденцию к росту, что экономисты хватаются за голову. New York Times приводит прогноз ведущего экономиста агентства Standard & Poor's Дэвида Уэйса, который полагает, что если финансовая политика американский властей не изменится, то госдолг к 2050 г. достигнет 350% ВВП. В настоящее время он растет со скоростью $1 млн в минуту.

В Европе дела обстоят в целом не намного лучше. Там нет таких темпов роста заимствований, но долг остается очень большим: в среднем по странам ЕС – порядка 65% ВВП, увеличиваясь год от года на 1% - 2%. Лидерами по этому показателю являются Греция (107,5%), Италия (106,5%) и Бельгия (93%).

Итак, на фоне "развитых должников" мы выглядим очень неплохо. Но остается вопрос: зачем России вообще увеличивать госдолг? Причем именно сейчас, когда нефть стоит более $90 за баррель, а международные резервы страны приближаются к полутриллиону долларов ($463,5 млрд на 30 ноября), увеличиваясь почти на $4 млрд в неделю? Совершенно очевидно, что насущной потребности в тех нескольких миллиардах, которые правительство позаимствует на внутреннем финансовом рынке, у государства нет. Однако оно идет на эти заимствования. Почему? Во-первых, чтобы сократить инфляцию: уже очевидно, что по итогам года она будет двузначной, и увести с рынка лишние деньги в этих условиях совсем не помешает. А во-вторых, дабы потихоньку приучать бюджет "не зависеть" от нефти. Владимир Путин, выступая в Торгово-промышленной палате, сказал, что в случае падения цен на энергоносители на мировых рынках "мы должны иметь возможность откуда-то взять ресурсы, чтобы удерживать заданную социальную планку". Очевидно, "придется либо из своих запасов брать, либо в долги залезать. Конечно, лучше взять эти деньги из запасов". И запасы вполне позволяют на это надеяться. Однако правительство, видимо, решило потренироваться, чтобы не забыть, как осуществляется и второй вариант финансирования "социальной планки" – долговой.

Кстати, кредиторы всегда готовы к такому повороту событий. Как отметил Алексей Кудрин, государственные ценные бумаги РФ – "очень надежные и ликвидные", и спрос на инструменты госзайма выше, чем предложение. Схожего мнения придерживаются и международные рейтинговые агентства. Так, директор по суверенным рейтингам агентства S&P Фрэнк Гил уверен, что в России сложились тенденции, способствующие повышению ее суверенного кредитного рейтинга. В настоящее время она имеет рейтинг BBB+ по шкале S&P. Гил отметил, что в ЮАР, где суверенный рейтинг совпадает с российским, уровень госдолга составляет более 30% ВВП и имеет тенденцию роста. Выходит, Россия как должник – куда лучше ЮАР. В общем, занимай – не хочу...

Государство не хочет занимать много. Зато много занимает российский бизнес. В конце октября на встрече представителей коммерческих банков с руководством Центробанка первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев сообщил, что объем привлеченного российскими банками и нефинансовыми компаниями капитала на конец сентября превысил $300 миллиардов. Вот где кроется главная долговая угроза стране. Ведь одни только проценты по обслуживанию растущего долга уже обходятся российской экономике в $40 - $45 млрд в год, и эта нагрузка может привести к дефолту. Правда, не страны в целом (как в 1998-м), а лишь отдельных предприятий. Что тоже совсем не здорово, особенно учитывая, что корпоративный долг продолжает расти. Фрэнк Гил отмечает, что если в 2004 г. долг финансового сектора к ВВП в России составлял чуть более 5%, то к 2010 г. он повысится почти до 19%. Минфин планирует в этой связи организовать в стране мониторинг корпоративных заимствований, за которым могут последовать и меры по ограничению этих операций. Однако эксперты отмечают, что пока в России кредиты будут предоставляться на менее выгодных условиях, чем за рубежом, тенденцию роста внешнего корпоративного долга переломить будет трудно.

Выбор читателей