Игра в четыре руки

Вчерашнее действо в Гостином дворе обнаружило двух активных субъектов политики: нынешнего президента и нынешнего вице-премьера. И один регистрирующий орган – "партию власти"


ФОТО: AP



Не известно, будут ли потомки называть VIII съезд партии "Единая Россия" "историческим", но экспериментальным его можно смело называть уже сейчас. То, что партийное мероприятие было разыграно в двух частях, по времени отстоящих друг от друга на 2,5 месяца ( предвыборная часть съезда состоялась 1 – 2 октября), – лишь одна из новелл. Второй, куда более значимой, стал давно ожидаемый прецедент выдвижения (а не просто поддержки) реального кандидата в президенты от власти. Наконец, третьим новшеством стал публичный "уговор" основных действующих лиц этого политического действа о ролях, которые они согласны играть в обозримой перспективе.

Слово "эксперимент" в контексте всего произошедшего – пожалуй, единственно уместное. Политики назвали бы весь этот куст решений – "спецификой переходного периода". И были бы почти правы, не пребывай Россия в переходном состоянии почти всю свою историю. Французская модель республики – сильный премьер при сильном президенте, при всех осторожных намеках на нее в данной ситуации – не более чем попытка сравнить животворящее дерево со шпалой: что-то общее угадывается, но суть – совершенно разная. Однако при всем при том произошедшее, возможно, явственный шаг к политической классике, в которой премьер возникает "не вдруг", президент – заранее обозначает команду, а соответствующая партия – все это формализует.

Откуда же тогда это ощущение недоделанности?

Никто так и не в силах ответить, чем обернется путинское премьерство, на которое нынешний президент дал согласие вероятному будущему. Бог с ней, со стилистикой взаимоотношений Владимира Владимировича с Дмитрием Анатольевичем, в обсуждение которой уперлись некоторые эксперты – кто к кому будет ходить на доклад и кто перед кем отчитываться. Главный вопрос: всерьез ли и надолго ли Путин решил поработать премьером? В качестве главы правительства он, безусловно, будет реализовать свой "план": и это хорошо, так как конкретный Путин лучше, чем абстрактная "Единая Россия", соответствует понятию "ответственность" за реализацию чего бы то ни было на деле.

Однако работа в полную силу и в полный срок – это наиболее вероятный путь к президентскому креслу в 2012 году. Особенно если за ближайшие четыре года с ценами на нефть ничего плохого – в российском понимании – не случится.

Но Путину совсем не обязательно работать "от звонка до звонка". Его сегодняшняя прагматичность, возможно, диктуется понятным желанием подстраховать преемника в течение первого года - полутора его президентства. Дмитрий Медведев – человек, у которого, возможно, есть единомышленники, но нет команды. А команда ему нужна серьезная. И, учитывая непростой опыт самого Путина, – сбалансированная. То есть такая команда, которая стала бы реальным эпицентром принятия решений всеми существовавшими при Путине группами влияния, для которых Медведев, как ранее его предшественник, был бы единственным модератором.

Владимир Путин подбирал такую команду целых четыре года своего восьмилетнего правления. Если он решит бескорыстно помочь сменщику, то Медведеву понадобится вдвое меньший срок для того, чтобы уверенно командовать на капитанском мостике. К тому же, в качестве премьера Путин во многом разгрузит Медведева-президента от "текучки", предоставив тому возможность осваивать стратегию.

Еще один неразрешенный вопрос – о дальнейшей судьбе полномочий премьера и президента. Фигура Путина столь внушительна, что как-то само собой приходит мысль о соответствующем перераспределении полномочий между ним и будущим президентом. Выясняется, что вторгаться грязным скальпелем в тонкий организм властных возможностей вовсе не обязательно. Закон можно не трогать, говорят аналитики – и они чертовски правы. Во-первых, Владимир Путин может быть реальным апологетом сильной президентской власти. Не потому, что он ею пользовался. И не потому, что, может быть, еще воспользуется. Просто он вполне может считать такой дисбаланс в полномочиях властей единственно верным для России решением. И потому "зарядить" этой президентской силой своего преемника – сугубо по идейным соображениям.

Во-вторых, полномочия и возможности – категории разные. Об этом многие забывают. Потому что иметь полномочия и иметь возможность ими пользоваться – не одно и то же, когда "одно и то же" – это монархия. И потому прогноз о возмужавшем Медведеве, трясущим перед Путиным оставшимися у того "полномочиями", – не более чем далекая от политических реалий метафора. Потому как Путин – это не только авторитетный политик. Это колоссальный ресурс влияния и интересов, замкнутых на нем, которые никуда не денутся, уйди он даже из властной "вертикали" вовсе.

В любом случае, до превращения России в парламентскую республику весьма далеко. Вчерашнее действо в Гостином дворе обнаружило двух активных субъектов политики - нынешнего президента и нынешнего вице-премьера. И один регистрирующий орган – "партию власти".

Потому как "Единая Россия" выдвинула не партийного кандидата в президенты и одобрила не партийного кандидата в премьеры. И о партийном правительстве никто на съезде не говорил. И о том, как должна в принципе работать политическая машина, когда ею не будут рулить люди с фамилиями Путин, Медведев, Иванов, Грызлов и т.д. Хотя бы – в идеале. В далекой перспективе, на которую Путины, Медведевы, Ивановы и Грызловы будут в поте лица работать.

Не сообщено...

Выбор читателей