Ложное движение

Дееспособную правую партию можно построить только "снизу", и это работа на десятилетия. Но при нынешнем темпе жизни все хотят, чтобы все делалось быстро. В результате силы и время тратятся на заведомо провальные проекты




Суета, царящая в последнее время на правом фланге, несколько диссонирует со спокойным началом президентской кампании. Правые активно действуют в публичном пространстве: проводят съезды, делают заявления, постоянно полемизируют с властью и между собой. Трое из шести участников президентской гонки – Борис Немцов, Андрей Богданов и Михаил Касьянов – являются правыми политиками.

Наблюдатели расценивают эту активность как симптомы борьбы за право возглавить движение за объединение правой оппозиции и формирование на ее основе новой дееспособной правой партии.

Заметим, что нечто подобное происходило и четыре года назад, когда СПС и "Яблоко" проиграли парламентские выборы. Только тогда раздавленные поражением "старые правые" больше говорили о внутрипартийных реформах, а процесс реорганизации правого спектра попыталось оседлать некое фантомное объединения "новых правых", о существовании которых сегодня уже мало кто помнит. Сегодня, по прошествии четырех лет, глобальные реформаторские идеи постепенно овладевают всеми; а если кто-то, вроде руководства "Яблока", не готов поддержать это начинание, он становится объектом атак со стороны "младореформаторов".

На прошлой неделе лидер молодежной фракции "Яблока" Илья Яшин заявил, что пришло время забыть о старых распрях между его партией и СПС и начать работу по созданию объединенной демократической партии. Поскольку нынешнее руководство "Яблока" никаких действий в этом направлении предпринимать не собирается, он предложил сменить руководство и избрать новым лидером партии его самого или какого-то другого молодого политика, способного возглавить процесс объединения правой оппозиции. Эта идея явно понравилась руководству СПС, не скрывающему своего недовольства Явлинским. В частности, Никита Белых фактически признал, что замена Явлинского на Яшина ликвидирует единственное препятствия для объединения "старых правых".

Но основой этого объединения будет уже правый радикализм. В правом лагере подрастает новое поколение политиков, свободных от связей с действующей властью и потому готовых на любые конфликты и противостояния. При известной поддержке они могут оседлать радикальную волну и, органично объединив в своей идеологии идеи демократии, социальной справедливости и национализма, переиграть и Каспарова, и Немцова. Однако такой поворот событий будет означать окончательное выталкивание правых в самый темный угол политического поля.

Не спасут положение и претендующие на роль лидера объединенной оппозиции из числа "старых правых". Явлинский долгие годы держит свою партию в состоянии летаргического сна. К Немцову уже давно никто не относится серьезно. Касьянов слишком долго был во власти и больше похож на "раскольника", нежели на объединителя оппозиции. Буковский слишком "не местный" и не имеет никаких свежих идей. Участие в президентских выборах лидера ДПР Богданова воспринимается как спойлерский проект, нацеленный на ослабление Немцова и Касьянова. А других известных всей стране лидеров не видно.

К тому же все эти политики настроены на быстрые проекты, суть которых состоит не в обновлении, а в слиянии и объединении. Сегодня дееспособную правую партию можно построить только "снизу", и это работа на десятилетия. Но при нынешнем темпе жизни все хотят, чтобы все делалось быстро, например, к следующим выборам. В результате, силы и время тратятся на заведомо провальные проекты.

Главная беда российских правых состоит даже не в ограниченности ресурсов и размытости идеологии, а в их патологической неспособности ощущать себя носителями национальных ценностей. Содержательного ответа на вопрос "Что будет, если вы победите?" в их программах нет. Зато он есть в памяти населения, и эта память является серьезным препятствием для быстрой раскрутки проекта новой правой партии, если во главе ее окажутся хорошо известные гражданам России лица. То есть быстро и по-старому не получится. Да и власть – та, что есть сегодня, – не позволит.

Поэтому "правый реванш" возможен в нынешней России только в результате кропотливой работы и на совершенно новых основах, подразумевающих либеральный метод и демократические процедуры в сочетании с ориентацией на интересы страны. И только та партия, у которой хватит на это сил и терпения, может рассчитывать на постепенное возвращение правой идее ее первоначальных смыслов и укрепление собственного авторитета в глазах граждан.

Выбор читателей