Оборонка ушла в тотальный кризис

Наша оборонка не справляется с иностранными заказами. Партнеры вынуждены отказываться от продукции сомнительного качества или расторгать контракты




Российская оборонка не справляется с иностранными заказами, и партнеры вынуждены отказываться от некачественной продукции или расторгать контракты. Россия рискует своей репутацией и местом на рынке. Проблемы начались еще в прошлом году, но факты поступления новых претензий со стороны заказчиков лишь подтверждают тотальность кризиса отечественного ОПК.

Прежде всего, о своем недовольстве работой российских партнеров заявил Дели. В 2004 г. Россия и Индия подписали контракт стоимостью в $750 млн на достройку и модернизацию авианосца "Адмирал Горшков". Сдача корабля планировалась на 2011 год. Однако деньги уже потрачены, а авианосец по-прежнему не модернизирован. На недовольство индусов россияне заявляют, что при заключении контракта объем необходимых работ был занижен на 70%, и обещают сдать корабль в 2013 году.

Индию отсрочка не устраивает, как не устраивают ее и недоработки, с которыми Россия попыталась вернуть принятую к модернизации в конце 2005 г. подводную лодку. Кроме того, индусы недовольны волокитой со строительством по их заказу трех "стелс"-фрегатов в Калининграде и с договором о передаче документации для производства в Индии тысячи танков Т-90С.

Чуть более недели назад Алжир заявил о возврате в Россию 15 самолетов МиГ-29, которые были поставлены ему в прошлом году. Среди претензий алжирцев - наличие бывших в употреблении или устаревших комплектующих. Российская сторона убеждена, что претензии не обоснованы и комплектация самолетов соответствует договоренностям. Тем не менее самолеты будут возвращены производителям в течение ближайших месяцев, а взамен Алжир получит более современные и дорогостоящие модели МиГ или неавиационную технику. Говорят, спасти контракт помогли переговоры президентов России и Алжира. Обмен МиГов подкреплен договоренностью об участии ОАО "Российские железные дороги" в модернизации алжирской железнодорожной инфраструктуры. Стоимость этой программы предварительно оценивается в $7 млрд, и российским железнодорожникам есть на что рассчитывать, если качество их работ будет выше, чем у коллег по ОПК.

Традиционный покупатель российской гражданской и военной техники - Китай - также имеет претензии к партнерам. Проблема - в качестве отечественного оборудования, поставленного на Тяньваньскую АЭС.

Негативный эффект произвел срыв миллиардного контракта на поставку в Китай 38 самолетов Ил-76 и Ил-78. Заключив договор в 2005 г., уже через два года россияне осознали, что удорожание работ делает контракт убыточным. Выход из непростой ситуации был найден в смене завода-производителя, и вместо Ташкентского авиазавода Илы для Китая обязали построить ульяновский "Авиастар-СП".

Последним примером прокола отечественного ОПК стало уведомление о расторжении контракта между ФГУП "Севмаш" и крупной норвежской компанией по перевозке химикатов и жидких нефтепродуктов Odfjell. Норвежцы указали россиянам на серьезные задержки в строительстве 12 заказанных химовозов, сохраняющиеся уже длительное время проблемы в сотрудничестве и затянувшиеся переговоры. "Севмаш" пытался решить вопрос о повышении цены на производимые работы. Стороны намерены добиваться друг от друга компенсации понесенных убытков.

Во всех приведенных случаях общим местом является сетование, как правило, российской стороны на некоторую убыточность проектов в связи с удорожанием работ и невозможностью договориться о перерасчете зафиксированных в договорах расценок. Менеджмент отечественного ОПК признает, что зачастую имеет место погоня за дорогостоящими контрактами. Стремление обойти конкурентов (французов в Китае и Алжире, американцев в Индии) заставляет россиян занижать расценки, не учитывать в контракте все возможные риски - инфляцию, рост транспортных и энергетических затрат, удорожание металла и прочее и пренебрегать экономическим прогнозом.

В конце минувшего года вице-премьер Сергей Иванов гордо объявил о преодолении отметки в $7 млрд в доходах от торговли российским оружием. Основной рывок произошел за счет заключения в 2004 - 2006 гг. крупных контрактов. Экспорт, по мнению правительственного чиновника, позволил оборонке России постепенно выйти из кризиса конца 90-х гг. и начать крупные серийные поставки.

Выясняется, что по крайней мере часть из этих крупных контрактов все же существует пока только на бумаге, а доходность отечественного ОПК определяется бухгалтерской документацией. Реальных успехов меньше, чем в бравурном отчете, а если контракты будут срываться и дальше, России будет все труднее найти покупателей на продукцию с сомнительным качеством и репутацией.

Понимание проблемы есть, и правительство намерено работать по специальным федеральным программам, закачивая в ОПК огромные средства на модернизацию предприятий и подготовку современного менеджмента и рабочих кадров. В конце концов, война и военная техника остаются наиболее доходным бизнесом во всем мире, и от эффективности и доходности оборонки пока еще зависит национальная безопасность государства.

Полагаться каждый раз на то, что срыв контракта предотвратит личное вмешательство президента или что иностранные партнеры, как в случае с авианосцем "Адмирал Горшков" для Индии, откажутся от участия в контракте третьей стороны, потому что индийские корабли рассчитаны на российские самолеты МиГ, неразумно и небезопасно.

Выбор читателей