Минск подложит ракеты Бушу под бок

Лукашенко и Чавес приготовили ответ на планы Вашингтона по размещению ракет и радаров в Европе. Совместными усилиями два давних оппонента Джорджа Буша накроют Венесуэлу противоракетным щитом




Тогда как Москва безуспешно пытается разубедить Вашингтон возводить ракетный щит над Европой, периодически то поигрывая мускулами, то предлагая альтернативные варианты защиты Штатов от гипотетической угрозы, в Минске уже подготовили ответ на американскую систему противоракетной обороны.

Как сообщил замначальника Генштаба Вооруженных сил Белоруссии Петр Тихоновский, белорусские специалисты примут участие в создании систем противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы в Венесуэле.

"Российская газета" напоминает, что подобные варианты обсуждались и в Москве. Эксперты сходились во мнении, что достойным ответом Штатам с их ракетами в Восточной Европе стало бы развертывание российских противоракетных систем на Кубе или в Венесуэле, однако в политических кругах эта идея поддержки не нашла.

А президенты Венесуэлы и Белоруссии достигли договоренности по ряду военных контрактов еще в прошлом году. До сих пор, правда, точная сумма затрат на эти проекты, по самым приблизительным прикидкам превышающая $1 млрд, оставалась неизвестной. Уго Чавес и Александр Лукашенко не спешили предавать огласке и другие детали военных контрактов.

Как теперь выяснилось, два государства наметили, ни много ни мало, сооружение системы ПВО. Для реализации совместных планов Каракас предоставит свою территорию, а Минск - советников и специалистов. Построить эту систему планируется за шесть лет. Примерно столько же времени, отметим, потребуется для возведения американских объектов ПРО в Польше и Чехии.

Безусловно, совместный проект Венесуэлы и Белоруссии был бы невозможен без консультаций с Москвой. С самого начала обсуждения ситуации вокруг третьего района ПРО российская сторона не исключала возможности использования территории Белоруссии для размещения ракетных комплексов "Искандер". Смягчение тональности переговоров между Вашингтоном и Москвой не позволяют последней открыто эксплуатировать белорусскую тему и дальше. Однако искушение дружескими отношениями между Каракасом и Минском для России слишком велико, и не воспользоваться ими было бы неразумно.

Сильные и слабые стороны венесуэльско-белорусского военного сотрудничества очевидны. Прежде всего, в этом проекте заинтересованы все участники, все хорошо информированы, и обвинить кого-то в политической нечистоплотности не удастся. Александр Лукашенко и Уго Чавес - давние и последовательные враги Соединенных Штатов, но не самые авторитетные и уважаемые в мире. Можно не опасаться, что Белому дому удастся их подкупить или испугать. Пожалуй, разрушить союз Белоруссии и Венесуэлы может только личная ссора вождей или, как ни парадоксально, Россия, если это окажется тактически выгодным Кремлю. Но пока оснований для дружбы Лукашенко и Чавеса и симпатии к их союзу со стороны Москвы больше, чем гарантий мировой безопасности.

Показательно, что строительство венесуэльской системы ПРО, по плану, должно занять шесть лет и завершиться, следовательно, не ранее 2014 года. К этому времени истекут президентские полномочия Чавеса и Лукашенко, и, если до конца своего правления Уго Чавесу не удастся построить в Венесуэле "социализм XXI в." и обеспечить преемственность власти, эту латиноамериканскую страну могут ожидать серьезные политические катаклизмы. С равной степенью вероятности Венесуэла со своими радарами и радиоэлектронной бомбой может попасть под влияние США или сохранить патронат России. Поэтому учитывать венесуэльский потенциал даже в среднесрочной внешнеполитической стратегии очень сложно.

Сотрудничество Каракаса и Минска в сфере ПРО вряд ли добавит позитива в российско-американский диалог. Обвинить Россию в провокации практически невозможно. Напротив, для Москвы представляется уникальный шанс выступить в роли международного гаранта и контролера и тем попытаться хотя бы отчасти реанимировать свое пошатнувшееся реноме. Можно не сомневаться, что союз Венесуэлы и Белоруссии попадет в сферу обсуждения на предстоящем саммите Россия - НАТО.

Москве придется играть на том поле, которое есть. Россия не одинока на своем пути внешнеполитических неудач. Очевидно, что все заинтересованные стороны в своих решениях руководствуются сиюминутными политическими выгодами, не имея никаких стратегий и не планируя дальше следующих президентских выборов. Эскалация напряженности в Латинской Америке, так напоминающая "карибский кризис" 60-х гг. прошлого века, может поставить мир перед новой угрозой. Единственным утешением служит то, что политические решения зависят от сиюминутной конъюнктуры и легко корректируются.

Выбор читателей