Древняя змея показала "ножку"

В окаменелости древнего пресмыкающегося ученые обнаружили отпечаток задних конечностей. Нога длиной в два сантиметра поможет специалистам дополнить картину эволюции этих существ

Останки ископаемых животных постоянно преподносят ученым сюрпризы. Так, сотрудники французского национального музея обнаружили у окаменелой змеи самую настоящую ногу.

Вид Eupodophis descouensi, к которому принадлежит находка, был описан еще в 2000 г., но исследователи долгое время не могли решиться разломать известковый блок, который похоронил в себе змею. Осторожность исследователей вполне объяснима: это единственное пресмыкающееся данного вида, которое удалось обнаружить на сегодняшний день. Именно из-за того, что ученые боялись повредить имеющийся в их распоряжении образец, многие детали строения змеи долгое время были недоступны взгляду исследователей.

Обнаружить ногу помог синхротрон ESRF, расположенный в Гренобле. Окаменелость змеи разделена между двумя частями расколотой плиты. На одной из них оказались голова с верхней частью позвоночника и участок хвоста, где были найдены задние конечности. Просветив кусок известняка, исследователи смогли удовлетворить свое любопытство и теперь недостающий кусочек древнего окаменелого паззла встал на свое место.

Змеи начали появляться около 150 млн лет назад. Прародителями этих пресмыкающихся были ящерицы, которые в ходе эволюции избавились от лап. Однако переходные формы встречаются крайне редко, именно поэтому Eupodophis descouensi представляет такой интерес для науки.

Конечности змеи имеют мало общего с лапами, например, варана - длина лап составляет всего 2 см при общей длине пресмыкающегося в 85 сантиметров. Ученые надеются, что после детального изучения змеиной ноги они смогут сопоставить результаты исследования с анатомией первых змей на Земле.

Не так давно удача улыбнулась еще одной исследовательской группе. В кусках янтаря, возраст которого оценивается в 80 - 90 млн лет, ученые обнаружили останки 356 ископаемых животных.

Застывшая смола была совершенно непрозрачной, и это характерная черта для янтаря Мелового периода. Изыскания велись с применением рентгеновских установок. Всего учеными было исследовано около 2 кг древесных отложений. Помимо древних животных, специалистам удалось распознать в янтаре фрагменты древесины уже несуществующих деревьев.

Исследования при помощи рентгеновских лучей проводились и раньше, однако особого успеха ученые не добивались. На сей раз палеонтологами был применен особый метод - микрорадиография. Это позволило пролить свет на то, что было ранее недоступным. После первичного осмотра биологи с помощью компьютера создали трехмерные изображения останков насекомых и провели их классификацию.