Нефть стала заложницей доллара

Производители черного золота стали заложниками ситуации, когда дорожающая нефть не приносит дополнительной прибыли, которая моментально превращается в ничто из-за курса американской валюты




Триумфальное шествие мировых нефтяных цен заставило экспертов, а с ними и самих производителей черного золота вновь вернуться к самым фантастическим прогнозам. Цена барреля нефти может подняться до $200, и ОПЕК вряд ли сможет как-то это предотвратить – "порадовал" участников рынка президент картеля Шакиб Хелиль. По его мнению, рост цен в первую очередь обусловлен продолжающимся ослаблением доллара и нестабильностью мировой экономики. "Я не думаю, что увеличение объемов добычи отразится на ценах, так как сейчас наблюдается баланс спроса и предложения, а запасы бензина в Соединенных Штатах находятся на самом высоком уровне за прошедшие пять лет", – заметил г-н Хелиль. По мнению президента картеля, нынешние цены на нефть "поддерживаются рецессией в американской экономике и экономическим кризисом, который затронул несколько стран", что, в свою очередь, ведет к девальвации доллара. При этом, согласно подсчетам главного чиновника ОПЕК, снижение курса доллара на 1% приводит к росту цены на нефть примерно на $4 за баррель.

Чуть ранее с не менее жестким прогнозом относительно недалекого будущего нефтяных цен выступила канадская инвестиционная группа CIBC, опубликовавшая очередной аналитический доклад о состоянии мирового рынка нефти. Согласно документу, из-за растущего спроса при стагнирующем предложении к 2010 г. цена барреля сырой нефти может достичь $150, а к 2012 г. – $225. В докладе говорится о том, что текущие оценки Международного энергетического агентства (МЭА) завышают предложение примерно на 9%, поскольку МЭА учитывает сжиженный природный газ (СПГ). Однако, по мнению авторов документа, при всех своих достоинствах СПГ пока еще не способен адекватно заменить бензин, дизельное топливо и керосин. "Хотя производство СПГ составляет лишь около 10% от общего предложения углеводородов, за счет него практически происходит все увеличение предложения жидких углеводородов с 2005 г., – считает главный экономист и эксперт по стратегиям на мировом рынке CIBC Джефф Рубин. – Если отбросить СПГ, то видно, что добыча нефти за последние 2 года не увеличивалась, что, в основном, и объясняет двукратное увеличение цены за этот период".

Выводы аналитиков CIBC могут показаться излишне категоричными. Так, например, заметный акцент на использование СПГ начинает прослеживаться только сейчас, а не два года назад. Во многих странах ударными темпами идет сооружение заводов по сжижению газа, морских терминалов погрузки СПГ и танкеров-газовозов. Повышение интереса к арктическим шельфовым запасам также предполагает увеличение производства СПГ, так как иные способы доставки добытого там газа выглядят довольно затруднительными. Все это дает основания полагать, что эра сжиженного природного газа еще только начинается.

Куда более значимым доводом в пользу роста цен видится увеличение потребления нефтепродуктов развивающимися странами. Бурный рост автомобилизации китайского населения и ожидаемая массовая автомобилизация в Индии действительно обеспечивают значительную часть прироста спроса. Однако китайский и индийский спрос сильно зависят от общей экономической ситуации в этих странах. Снижение оборотов американской экономики неизбежно повлечет за собой сокращение экономического роста в Китае, а в последствии и Индии. Это приведет к снижению темпов автомобилизации и, как следствие, падению роста потребления топлива. Учитывая крайнюю слабость только зарождающегося сектора частного автовладения в этих странах, притормозить его развитие могут даже небольшие экономические потрясения.

На этом фоне куда более объективными кажутся доводы упомянутого выше президента ОПЕК Шакиба Хелиля, считающего, что основной причиной высоких нефтяных цен является ситуация с американской валютой. Из-за непрекращающегося падения доллара товарные фьючерсы становятся единственным надежным активом, живущим в четкой противофазе с американской валютой. (Евро не особо привлекает инвесторов по причине высоких рисков, продиктованных проблемами в европейской экономике.)

Производители черного золота прекрасно понимают, что в ближайшее время Соединенные Штаты вряд ли пойдут на удорожание национальной валюты: слабый доллар вполне устраивает американские финансовые власти, так как позволяет эффективно противостоять экономическому кризису. Более того, в последние годы США научились прекрасно выживать в условиях высоких нефтяных цен (что косвенно подтвердил Шакиб Хелил, говоря о высоких запасах бензина).

Таким образом, единственной реакцией производителей нефти на сложившееся положение дел является отказ от повышения добычи и периодические запугивания Штатов заоблачными ценами. Между тем производители сегодня сами являются заложниками ситуации, когда дорожающая нефть фактически не приносит дополнительной прибыли. Эта прибыль мгновенно превращается в ничто вместе с падающим курсом американской валюты. Подобная ситуация будет сохраняться до тех пор, пока американские власти не решат (не на словах, а на деле), что слабый доллар более не полезен экономике США. Это, очевидно, станет предвестием коррекции всего нефтяного рынка, с последующим его возвращениям к уровням, обеспечиваемым сочетанием реальных спроса и предложения. Учитывая, что американские финансовые власти практически исчерпали возможность снижения процентной ставки, практика ослабления денежно-кредитной политики должна закончиться достаточно скоро. Успеют ли до этого времени нефтяные цены покорить 200-долларовую отметку – большой вопрос.

Выбор читателей