Найден простой и дешевый способ продлить жизнь

Немецкие ученые раскрыли секрет феноменального долголетия на примере лабораторных мышей. Оказывается, если урезать калорийность рациона вдвое, то продолжительность жизни увеличится в разы

Немецкие ученые совершили революционное открытие в области диетологии: оказывается, умеренность в питании весьма полезна для здоровья и способствует похудению куда больше, чем активные физические нагрузки. Кроме того, лечебное голодание продлевает жизнь, причем чем суровее человек ограничивает себя в еде, тем дольше и активнее будет его век. Фактически группа исследователей во главе с профессором зоологии Дугласом Хуфманом перевернула существующие представления о секрете долголетия: до сих пор принято было считать, что повысить продолжительность жизни может только полноценное питание в сочетании с физкультурой.

Правда, немецкие ученые сделали свои многообещающие выводы, ставя эксперименты на лабораторных мышах, но они полностью уверены в том, что на человека их открытие тоже распространяется в полной мере. Первым делом зоологи опровергли миф о пользе занятий спортом. Разделив мышей на две группы - в зависимости от уровня физической активности - и отслеживая продолжительность их жизни, исследователи обратили внимание на то, что процент грызунов-долгожителей был практически одинаков и среди "спортсменов", и среди "лентяев". Зато рацион, как выяснилось, является ключом ко всему.

Ранее считалось, что при значительных физических нагрузках питание может быть практически любым - лишь бы его калорийность не превышала энергозатрат. И тогда, занимаясь спортом и поглощая сколько угодно пищи, человек якобы может дожить хоть до ста лет. На самом же деле травмы, связанные с нагрузками на организм, напротив, снижают шансы стать долгожителем, как и невоздержанность в еде. Лучше, советуют немецкие зоологи, положить зубы на полку и лежать на диване. Если судить по мышам, то уменьшение калорийности рациона вдвое сулит просто сногсшибательные результаты по сравнению с каким угодно фитнесом. В некоторых случаях, по словам Дугласа Хуфмана и его коллег, голодание способно даже переломить генетическую предрасположенность к непродолжительной жизни.

Такое действительно может быть, подтвердил "РБК daily" кандидат медицинских наук, доцент кафедры биохимии медико-биологического факультета РГМУ Николай Адрианов. "Ограничительная по калорийности диета, совмещенная с периодическим голоданием, действительно продлила жизнь мышей. Так, если в обычных условиях мыши живут около 900 дней, то в условиях дефицита пищи их срок жизни увеличился до 2700 дней, то есть в три раза. Дело в том, что разумный дефицит пищи способствует замедлению обменных процессов, что растягивает все стадии развития организма, продлевая тем самым жизнь. Кроме того, голод обладает лечебным эффектом, снижая нагрузку на органы, ответственные за переработку и выведение поступающих извне веществ. В ходе голодания обновляются клетки печени, поджелудочной железы, улучшается работа почек. Кроме того, снижение массы тела благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, что также является залогом долгой жизни".

Как показал эксперимент, мыши-"спортсмены" не страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, не болеют диабетом и поэтому живут дольше тех, кто мало двигается и много ест. Но голодание способствует долголетию еще больше: у мышей, сидевших на жесткой диете, превосходный состав крови, минимальное количество генных повреждений и, соответственно, замедленные процессы старения. Причем ключевую роль играет срок перехода на низкокалорийное питание - чем раньше, тем лучше.