Китайский автомобиль, как одноразовая посуда

Эксперты уверены, что со временем китайский автопром подтянется до самых высоких стандартов и завоюет весь мир. Вот только жаль, что испытательным полигоном для него служат российские дороги




АвтоВАЗ ввел в июне субботние смены, чтобы справиться с небывалым спросом на свою продукцию. По итогам четырех месяцев 2008 г. в России продано более 212 тыс. автомобилей производства Волжского завода, что на 22,8% выше показателя за тот же период прошлого года. В 2007 г. компания продала 663,5 тыс. автомобилей - абсолютный рекорд предприятия за все время работы. Тем не менее даже этот рост отстает от общих темпов развития российского авторынка. Популярность отечественных марок неуклонно падает, хотя, пересаживаясь на иномарки, автолюбители иногда меняют шило на мыло.

В прошлом году в России было продано 3 млн автомобилей, в денежном выражении объем рынка составил порядка $40 миллиардов. Ожидается, что в текущем году будет продано 4 млн авто. Такие цифры привел премьер Владимир Путин, выступая на совещании по вопросам развития автомобильной промышленности в Елабуге (Татарстан), где в особой экономической зоне "Алабуга" расположено автосборочное предприятие "Северсталь-авто". Премьер отметил, что в перспективе российский авторынок может стать одним из крупнейших в Европе. Однако доля автомобилей российских марок в общем объеме продаж в стране продолжает сокращаться. Еще несколько лет назад они составляли около половины, в 2007 г. - лишь четверть. Традиционные марки не смогли удовлетворить растущий спрос ни по количеству, ни по качеству. В текущем году, несмотря на небывалый спрос на продукцию АвтоВАЗа, процент авто российских марок в общем объеме продаж еще сократится на фоне бурного роста рынка.

"Для многих развитых стран автопром - визитная карточка. Наш автопром сейчас обеспечивает 3% ВВП", - отметил премьер. Но дело даже не в престиже страны. "Десятки миллиардов долларов, которые мы тратим на импорт, работают на развитие других стран", - вот что беспокоит Владимира Путина. Впрочем, на традиционные российские марки он особо и не рассчитывает: единственный способ оставить в стране деньги наших автолюбителей - это продолжать "привлечение в Россию производства ведущих автоконцернов в режиме промсборки". В настоящее время реализуется 23 подобных проекта и ожидается, что к 2012 г. объем производства на таких предприятиях вырастет до 1,5 млн автомобилей. Но стратегическая цель еще более амбициозна: по словам премьера, "в конечном счете, порядка 80% автомобилей, продаваемых в России, должно производиться на нашей территории".

И дело даже не в количестве авто, хороших и разных. Стратегию, которую озвучил Владимир Путин, можно сформулировать так: "машина не роскошь, а средство развития экономики". Правительство хочет сделать автомобильные производства инновационными центрами, во многом формирующими спрос на квалифицированную рабочую силу, научные и технологические разработки, стимулировать посредством них малый и средний бизнес. Развитие автопрома должно сказаться на обновлении других отраслей, в частности, металлургии, она должна будет значительно повысить объемы производства высококачественной стали. "Уверен, в разумные сроки наши металлурги смогут решить эту проблему. А до этого момента стоит рассмотреть вопрос о временном снижении пошлин на те сорта стали, которые у нас не производятся вовсе, либо - в недостаточном объеме для автомобильной промышленности", - отметил Путин.

Отрадно, впрочем, что, призывая способствовать обновлению российского автопарка, который, по словам премьер-министра, "слишком старый", Путин не хочет, чтобы от этого пострадали малоимущие автовладельцы. "Естественно, при этом мы должны действовать в интересах наших граждан, не забывать о том, что многие из них, в том числе пенсионеры, десятилетиями пользуются своими автомобилями, для них эта машина - одно из главных семейных достояний и достижений за определенный период", - отметил премьер. То есть вынуждать россиян (посредством налогов, технических норм или чего-либо подобного) менять старого "коня" на нового власти не будут.

Но в целом "недостаточно платежеспособные" автомобилисты - особая проблема в развитии автопрома. Это не только пенсионеры, это подавляющая часть жителей регионов РФ, где доходы отличаются от московских на порядок. Для них новый современный автомобиль, ценой от $10 тыс и выше - по-прежнему недостижимая мечта, да и обслуживание такого чуда им не по карману. Автокредитование тут, как правило, тоже не выход, поскольку в регионах оно развито слабо, условия жесткие, а денег в итоге требует еще больше.

Поэтому "бюджетные авто" для России остаются очень актуальными. Эту нишу традиционно занимает продукция отечественных марок. Причем, если еще несколько лет назад здесь с ними успешно конкурировали подержанные иномарки, то теперь благодаря ужесточению таможенной политики, российский автопром практически избавился от этого соперника: растаможка старенькой иностранной машины увеличивает ее цену до неприличия.

Однако спокойной жизни в низшем ценовом сегменте "Лады" и "Волги" не дождутся: с недавних пор у них появился новый конкурент. Это хлынувшие в нашу страну китайские автомобили. Пока их доля на рынке невелика: в прошлом году было продано всего 50 тыс. штук. Но динамика впечатляет: годовой рост продаж - 250%! В этом году ожидается еще 100%. Залог их успеха в том, что китайские автомобили ориентированы как раз на очень небогатого покупателя: они зачастую даже дешевле наших, но по товарному виду и комфорту превосходят отечественную автопродукцию. По крайней мере, на первый взгляд. И вот российские граждане, которые давно хотели, но не могли позволить себе "настоящую" иномарку, нередко соблазняются на этот новый вид ширпотреба, хлынувший к нам из Поднебесной. Результат, как правило, печальный. Достаточно почитать отзывы о китайских авто на форумах или в специализированных журналах, чтобы понять, что китайский автомобиль, как одноразовая посуда: ломается быстро, чинить бесполезно, да и негде - сервисных центров практически нет, запчастей тоже.

Весьма показательно и другое. Китайцы гордятся тем, что экспортируют свои автомобили более чем в полторы сотни стран мира. Однако ни одной страны Евросоюза, ни США, ни Японии среди этих счастливцев нет. Поскольку ни один китайский автомобиль еще не удовлетворил стандартам развитых стран. Впрочем, китайская промышленность быстро прогрессирует, и не только количественно, но и качественно. Эксперты уверены, что со временем китайский автопром подтянется до самых высоких стандартов и завоюет весь мир. Вот только жаль, что испытательным полигоном для него служат российские дороги. Поэтому возникает резонный вопрос: чем чинить и доводить до ума чуждую продукцию китайских фабрик, не лучше ли делать то же самое с нашими, до боли знакомыми автомобилями, запчасти для которых можно найти в каждой канаве? Ведь это привычнее, да и отечественного производителя поддержать не грех. Конечно, и он сам должен этому поспособствовать. Если уж делать автомобили европейского качества пока не получается, то нужно, по крайней мере, не гнаться за ними по ценовому параметру. Очевидно, АвтоВАЗу надо учитывать в своей политике, что в России было, есть и будет многочисленное сословие автомобилистов, готовых купить что подешевле и "довести напильником" в гараже... Вот на них и надо ориентироваться, не отдавая своего традиционного покупателя китайцам. А всякие заводские навороты, вздымающие цену на привычные глазу и проверенные десятилетиями "семерки" и "девятки" - далеко не всегда уместны.

Впрочем, государство намерено позаботиться о безопасности потребителей: Владимир Путин говорил в Елабуге и о необходимости разработки технических регламентов в области автопрома. А учитывая то, что технические стандарты у нас широко применяются в целях протекционизма (то в вине пестициды найдут, то в мясе антибиотики, причем, только в импортном), можно быть уверенным, что новые техрегламенты быстро подрежут крылья китайскому экспорту, но никак не повредят отечественным автопредприятиям.

Выбор читателей