Phoenix убил мечту о марсианах

Космический аппарат обнаружил в образцах марсианского грунта вещество, которое может являться непреодолимым барьером для возникновения каких-либо биологических форм жизни на Красной планете

ФОТО: АР

Есть ли жизнь на Марсе? Этот вопрос всегда волновал умы ученых всего мира. За последние месяцы специалисты значительно приблизились к разгадке тайны Красной планеты. Космический зонд Phoenix обнаружил в марсианской почве вещество, которое может являться непреодолимым барьером для возникновения жизни на планете.

Напомним, что в июле этого года у планетологов появились серьезные аргументы в пользу того, что жизнь на Марсе все-таки возможна . После взятия очередной порции проб Phoenix окончательно подтвердил наличие воды на Красной планете. Американское аэрокосмическое агентство сообщило о выделении пара при нагреве в специальной камере образцов марсианского грунта. "Сейчас марсианскую воду впервые можно было потрогать и попробовать на вкус", - подтвердил один из ведущих ученых проекта, сотрудник университета Аризоны Уильям Бойнтон.

Представители NASA информировали тогда, что, основываясь на предварительных результатах, на планете не найдено никаких элементов или соединений, которые препятствовали бы возникновению биологических форм жизни. Специалисты даже выдвинули гипотезу, что в марсианском грунте теоретически можно было бы выращивать такие культуры, как спаржа или фасоль. Все эти сообщения так обрадовали исследователей NASA, что они объявили о продолжении финансирования миссии и продлении ее до 30 сентября, хотя она должна была закончиться в конце августа.

Однако последняя находка космического аппарата разочаровала ученых. Phoenix обнаружил в марсианской почве сильный окислитель. По мнению специалистов, это сообщение сильно подрывает теорию о возможности существования жизни на Марсе.

Химическая лаборатория МЕКА, которая размещена на борту автоматического аппарата, исследовала два образца марсианского грунта, собранных на месте посадки. В одном из них и был обнаружен перхлорат. Это бесцветное кристаллическое вещество обладает окисляющими свойствами. Перхлорат калия на Земле применяется в фейерверках, ракетных топливах и во взрывчатых веществах. В настоящее время проводится дополнительный анализ, который должен выявить, не было ли данное вещество занесено на поверхность Марса извне.

Как отмечают американские специалисты, наличие в марсианском грунте перхлората делает его менее "дружественным" для любых форм жизни. Ранее благодаря исследованиям, проведенным лабораторией, было установлено, что марсианский грунт содержит элементы магния, натрия и хлора, то есть те химические вещества, которые необходимы для возникновения жизни.

Напомним, что Phoenix совершил посадку на Марс 25 мая 2008 г. Кроме того, на планете уже более четырех лет работают американские марсоходы. На 2009 г. запланирован запуск Mars Science Lab Rover - самого продвинутого и дорогостоящего марсохода за всю историю освоения космоса. Он должен будет окончательно определить, существовали ли когда-либо на Марсе благоприятные условия для возникновения живых микроорганизмов. Он оснащен ядерным энергоисточником, а его масса в два раза превосходит массу таких марсоходов как Spirit и Opportunity. Заряда энергии данному аппарату хватит на 20 лет, он способен на безостановочные передвижения на дистанции до десяти километров.