"Формула-1" завершилась грандиозным скандалом

Одна из самых интересных гонок последних лет в "Формуле-1" состоялась в Бельгии. Все решилось на последних кругах, а после окончания Гран-при стюарды приняли решение лишить победы настоящего триумфатора


ФОТО: АР



Тринадцатый этап чемпионата мира по "Формуле-1" - Гран-при Бельгии, который состоялся на автодроме Спа-Франкошам в воскресенье, 7 сентября, - стал одним из самых интересных за последние годы. Решающие мгновения гонки можно пересматривать бесконечно, тем более что они привели к пересмотру результатов.

Перед бельгийским этапом эксперты и букмекеры отдавали предпочтение Льюису Хэмилтону из "Макларена", лидеру чемпионата мира и главному фавориту сезона. Темнокожий англичанин в нынешнем сезоне выступает не хуже, чем в прошлом году, а даже сильнее. Его феноменальное вождение компенсировало недостаток скорости, который был у "серебряных стрел" в начале сезона, а теперь уже болиды "Макларен" не уступают никому.

Хэмилтон прекрасно провел квалификацию, доказав, что статус фаворита ему отдавали не зря. Второй результат показал Фелипе Масса из "Феррари", а на следующей линии стартового поля расположились пилоты этих же команд. Хейкки Ковалайнен из "Макларен" занял третью позицию, а чемпион мира Кими Райкконен - четвертую.

До начала гонки в Спа прошел дождь, и трасса местами была влажной и скользкой, что само по себе гарантировало всякие неожиданности. Старт получился замечательным. Хэмилтон сохранил свою лидерскую позицию, несмотря на жесткий прессинг со стороны двух "Феррари", а вот Ковалайнен с третьего места вылетел за пределы десятки. После первого круга положение пилотов на трассе мало чем напоминало их стартовый порядок.

Самое главное изменение из тех, что произошло, - потеря лидерства Хэмилтоном. Британец успел порядочно оторваться от конкурентов, однако ошибка в последнем повороте привела к тому, что его развернуло на трассе, а Райкконен успел промчаться мимо. Льюис переместился на второе место и принялся преследовать чемпиона. Именно это соперничество и стало ключевым во всей гонке.

Хэмилтон не отставал от Райкконена настолько, что догнать уже было бы невозможно. Он все время держался рядом, но приближаться не пытался, отложив решающий штурм на последние круги. Пилот "Макларена" серьезно приблизился к своему сопернику после второй дозаправки, и отставание, порой составлявшее пять секунд, сократилось до двух. Однако прямая атака последовала только на 42-м круге, когда на Спа хлынул дождь.

Льюис просто в мгновение ока приблизился к Кими и начал атаковать. Ни один из соперников не желал пойти на попятный. Во время атаки Райкконен, уступавший в скорости, дойдя до поворота "Автобусная остановка", "захлопнул калитку" перед соперником, и тот вынужден был срезать шикану. В результате Хэмилтон оказался впереди соперника, но на прямой сбросил скорость и пропустил финна вперед. Едва Райкконен вновь стал лидером, Хэмилтон тут же вновь атаковал и прошел соперника в повороте.

Описать то, что было дальше, вряд ли возможно точно, лишь приблизительно - это надо было видеть. Лидеры поочередно ошибались, вылетали со скользкой трассы и вновь возвращались в гонку, а закончилось все тем, что Райкконен, явно нервничавший, не справился с управлением и врезался в заградительный барьер. Хэмилтон, едва справлявшийся с машиной, обутой в слики, сбросил скорость и уверенно довел дело до победы.

Вторым финишировал Масса, третьим - Ник Хайдфельд из "БМВ-Заубер", который не побоялся за три круга до финиша заехать в боксы и сменить резину на дождевую, а дальнейшие места в зачетной восьмерке распределились следующим образом: Фернандо Алонсо ("Рено"), Себастьян Феттель ("Торо Россо"), Роберт Кубица ("БМВ-Заубер"), Себастьян Бурдэ ("Торо Россо"), Тимо Глок ("Тойота").

Однако через три часа после окончания гонки результаты были изменены и объявлены предварительными. Стюарды, изучавшие борьбу между Райкконеном и Хэмилтоном, пришли к выводу, что британец получил преимущество за счет среза шиканы, и наказали победителя штрафом в 25 секунд. Поскольку Масса в итоговом протоколе отстал от пилота "Макларен" на 14 секунд, а Хайдфельд - на 24, то они переместились на первое и второе места, а Хэмилтон остался только третьим.

Естественно, руководство "Макларен" тут же заявило о подаче протеста, предоставив данные телеметрии, согласно которым скорость Льюиса после среза шиканы на прямой была меньше скорости Кими на 6 км/ч, а этого вполне достаточно, чтобы финн мог выйти вперед - он именно это и сделал. Впрочем, пока в любом случае утверждены предварительные результаты, которые означают, что борьба в чемпионате обострилась до предела. У Хэмилтона в общем зачете стало 76 очков, а у Массы - 74, тогда как при раскладе сил, зафиксированном сразу после финиша, соотношение набранных очков было бы как 80 к 72. Разница очевидна.

Решение стюардов на самом деле выглядит заказным. Получается, что "Феррари" тянут наверх любыми возможными способами, даже если победа соперников добыта в честной борьбе. На прошлой гонке в Валенсии итальянская команда избежала санкций за нарушение регламента на пит-стопах, хотя по правилам тот же Масса должен был быть наказан как минимум проездом по пит-лейн. Трактовка правил в пользу одной команды никогда и ни одному виду спорта еще не приносила пользы. В конце концов, это не Хэмилтон вытолкнул Райкконена с трассы, а как раз наоборот, и уж точно британец никоим образом не причастен к вылету финна.

Международная федерация автоспорта передала решение вопроса по Гран-при Бельгии в апелляционный суд своего же ведомства. Точная дата заседания будет известна после того, как "Макларен" в письменном виде подаст официальный протест.

Выбор читателей