Астронавтов атакует головная боль

Врачи обнаружили новое заболевание, от которого страдают покорители вселенского вакуума. Чем именно вызваны приступы головной боли, носящие подчас "взрывной" характер, специалистам пока установить не удается

Астронавтам стоит добавить новую строчку в список профессиональных заболеваний. Как показывают результаты исследования, проведенного голландскими исследователями, покорители вселенского вакуума часто страдают особого рода головными болями, которые не вызваны обычными "земными" причинами.

Выводы ученых были опубликованы в последнем номере специализированного научного журнала Cephalalgia. В ходе исследования специалисты Лейденского университета опросили 17 опытных, несколько раз летавших в космос астронавтов. Как выяснилось, 12 из них в разное время страдали от сильной головной боли, возникновение которой нельзя объяснить космической разновидностью "морской болезни" или индивидуальной предрасположенностью - никто из опрошенных на Земле от мигреней не страдал.

Согласно собранным данным, приступы боли, которую опрашиваемые описали как "взрывную", начинаются на разных фазах космического полета. В девяти случаях боль атаковала жертву во время старта, также в девяти - во время пребывания на космической станции, в двух - во время возвращения на Землю, и только однажды - во время работы в открытом космосе.

По мнению ученых, главной причиной таких болей может быть микрогравитация - состояние, в котором ускорение, вызванное гравитацией, ничтожно, а сила гравитации не изменяется. В таких условиях уровень кислорода в крови может понижаться, что, в свою очередь, способно вызвать острую головную боль. Кроме того, микрогравитация может вызывать перемещение телесных жидкостей в область мозга, тем самым вызывая болезненное повышение внутричерепного давления.

Ученых также беспокоит масштаб проблемы. Как удалось установить в ходе опроса, астронавты крайне неохотно делятся информацией об испытываемых ими на орбите недомоганиях. Исследователи предполагают, что с сильными головными болями в космосе сталкивается достаточно большое количество астронавтов, просто некоторые предпочитают о них не рассказывать.

О серьезности проблемы говорит и доктор Кевин Фонг, ведущий специалист по космической медицине из Университетского колледжа в Лондоне. "Установить, как именно космос влияет на человеческое тело практически невозможно. Его воздействию подвергались немногие, и воссоздать его на земле практически невозможно, - отметил Фонг. - Астронавты сталкиваются с необычными проблемами в космосе, и нам необходимо знать о них как можно больше".