Янукович лавирует в мутных водах

Говорить о преодолении политического кризиса на Украине рано, но целеустремленность и напор, с которыми взялась за дело команда нового президента, создают почву для осторожного оптимизма


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Первыми шагами президента Януковича оказались недовольны все. Оппозиционеры из Блока Юлии Тимошенко, пребывающие в бешенстве из-за ее отставки и изменения правил формирования парламентской коалиции, называют Януковича "могильщиком легитимной власти". Его сторонники из восточных регионов разочарованы отказом от обещаний сделать русский вторым государственным языком. Националисты вне себя из-за намерения Януковича отменить указ о присвоении Бандере звания Героя Украины. В России уже вторую неделю не могут решить, что ее больше уязвило – то, что свой первый зарубежный визит Янукович нанес в Брюссель, решение по русскому языку или наметившееся партнерство с блоком "Наша Украина" – "Народная самооборона".

Но на все, что делал Янукович с момента своей инаугурации, можно посмотреть и с другой стороны. Если целью является сохранение целостности страны, начинать нужно было с чего угодно, но только не с визита в Москву и не с объявления русского вторым государственным языком.

Встречаясь 5 марта с Медведевым и Путиным, Янукович еще раз подтвердил, что не хочет выглядеть в глазах сограждан как "ставленник Москвы" или "президент Донбасса". И дал понять, что будет бороться за целостность Украины и защищать ее интересы, даже если для этого придется конфликтовать с самим "Газпромом".

Девятого марта, выступая на праздновании 196-й годовщины со дня рождения Тараса Шевченко, Янукович еще раз подтвердил свою позицию по русскому языку: "Украинский язык будет единственным государственным языком Украины". Но пообещал исправить "перекосы в языковой политике", которые допустила предыдущая власть, путем исполнения буквы и духа Европейской языковой хартии. Если это обещание будет исполнено, восточные регионы и Крым смогут на законном основании сделать русский языком регионального общения во всех сферах – от культуры, образования и СМИ до местного законодательства и делопроизводства. На сегодня такой подход – лучший способ удовлетворить требования сторонников Януковича из русскоязычных регионов и не спровоцировать бунта националистов.

Еще одна задача, решением которой занимался Янукович две последние недели, – это формирование дееспособной власти. Можно сколько угодно говорить о преимуществах демократии, но за последние пять лет Украина устала от демократической вольницы с правительственной чехардой, досрочными выборами, ситуативными коалициями и войной всех против всех. Новому президенту приходится разгребать то, что наворотила "оранжевая" власть, а для этого нужно дееспособное правительство, сформировать которое невозможно без пропрезидентской коалиции в парламенте.

Согласно поправкам в Конституцию, принятым накануне третьего тура прошлых президентских выборов, все вопросы, связанные с отставкой и формированием правительства, замыкаются на Верховной раде. К моменту избрания Януковича в парламенте доминировал Блок Юлии Тимошенко, а сама она занимала пост премьера. Но команда Януковича сработала оперативно и четко. Третьего марта Рада выразила недоверие кабинету Тимошенко. Девятого были приняты поправки к закону о регламенте Верховной рады, позволившие формировать парламентскую коалицию не только из фракций, как это было ранее, но и на основе отдельных депутатов, принадлежащих к иным фракциям или объединениям. За это решение проголосовали 172 "регионала", 27 коммунистов, 20 членов Блока Литвина, четыре внефракционных депутата, семь членов БЮТ и шесть депутатов из фракции НУ – НС.

На следующий день президент Янукович подписал закон, а оппозиция заговорила об "узурпации власти". С этим трудно спорить, потому что принятые поправки фактически противоречат Конституции. Как заметила Тимошенко, "и коалиция, и правительство, сформированные на основе этого неконституционного закона, будут незаконными, и Украина не будет иметь легитимной власти". Того же мнения придерживаются многие политологи, полагающие, что эта затея обернется правовым кризисом и коллапсом управления. Украинские СМИ окрестили депутатов-отступников из БЮТ и НУ – НС "пушечным мясом", новый регламент – "коалицией тушек", а самого Януковича и его команду – "скопищем предателей".

На этом "жизнерадостном" фоне продолжились переговоры по составу правительства, и к вечеру 10 марта был обнародован его ориентировочный состав. Главные новости: премьером будет Азаров, Тигипко согласился войти в правительство в качестве вице-премьера. В общем, можно сказать, что операция по перехвату главных рычагов власти в целом завершена. Правда, оппозиционные политики уверяют, что Конституционный суд признает поправки противоречащими Основному закону, что повлечет за собой парламентский и правительственный кризис, за которым последуют досрочные парламентские выборы. На эту тему больше всех говорит Юлия Тимошенко, и это понятно, ведь только перспектива новых выборов может удержать ее сторонников от уже начавшегося бегства в новую коалицию.

Такой поворот событий может оказаться выгодным и для Януковича, потому что в случае проведения внеочередных выборов он, скорее всего, получит более "дружественную" Раду и более устойчивую коалицию большинства. Но тогда придется делиться властью с набирающим силы Тигипко, блок которого пока не представлен в парламенте. Не очень понятно, насколько сильными окажутся в новой Раде фракции Литвина и коммунистов, которые вошли в нынешнюю коалицию. Если же выборы будут проведены в срок, то есть через 2,5 года, прогнозировать их результат в ситуации нарастающего кризиса еще труднее, да и само их проведение может стать дестабилизирующим фактором. Но все эти умозрительные рассуждения разбиваются о простой довод: в стране нет денег на внеочередные выборы, а потому до их проведения дело лучше не доводить.

Что касается решений, противоречащих Конституции, и срочного принятия законов, нужных для решения текущих задач власти, то, по большому счету, именно путем таких же проб и ошибок развивались все парламентские системы. Подобным образом менялось избирательное законодательство в современной России: разгон и расстрел парламента, новая Конституция и новый парламент в начале 1990-х, корректировка законов о партиях и выборах в нулевые и новые инициативы Медведева в последние два года. В начале ХХ в. аналогичным образом формировались первые Думы Российской империи: избранный состав первой Думы не работает – меняем правила и проводим новые выборы, не помогло – попробуем еще раз. Система, сформированная в 1907 г., просуществовала десять лет. Тогда эксперименты кончились Февральской революцией.

В этом смысле говорить о преодолении политического кризиса на Украине пока рано, но целеустремленность и напор, с которыми взялась за дело команда Януковича, все же создают почву для осторожного оптимизма.

Выбор читателей