С автомобилистов сдерут две шкуры

Проблему транспортного налога предложено решить чисто по-российски: вместо его замены акцизом для тех, кто реально ездит, чиновники неожиданно выбрали оба варианта – и налог, и акциз


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Быть автомобилистом в России с каждым днем становится все более накладно. Вчера правительство РФ внесло в Госдуму законопроект №433789-5 "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй НК РФ", регламентирующий изменения ставки транспортного налога. Согласно документу, базовая ставка транспортного налога должна быть снижена вдвое. Кроме того, региональным властям предоставляется право понижать ставки транспортного налога вплоть до нулевого уровня для всех автомобилей с мощностью двигателя менее 150 лошадиных сил.

Напомним, что на сегодняшний день базовая ставка транспортного налога на автомобиль с мощностью двигателя до 100 л.с. составляет 5 руб., для моторов от 100 до 150 л.с. – 7 руб., от 150 до 200 л.с. – 10 руб., от 200 до 250 л.с. – 15 руб., и свыше 250 л.с. – 30 рублей. При этом региональным властям дано право как увеличения, так и снижения базовой ставки в несколько раз.

Между тем радоваться снижению расходов российским автовладельцам определенно рано. Параллельно со снижением базовой ставки правительство предполагает заметно повысить акцизы на топливо: до 2013 г. они будут ежегодно возрастать на 1 руб. за литр. Отдельно будет происходить ежегодная индексация акцизов. В общей сложности, только из-за увеличения акцизов (без учета других факторов), к 2013 г. литр бензина или дизельного топлива должен подорожать более чем на 3 рубля.

По словам правительственных чиновников, увеличение акцизов связано с воссозданием отмененных ранее дорожных фондов. Предполагается, что в них будут аккумулироваться средства, направляемые на ремонт и строительство дорог. Собранные дополнительные деньги в равных пропорциях будут разделены между федеральным и региональными бюджетами.

Новый законопроект является довольно странной метаморфозой озвученной около года назад идеи отмены транспортного налога. Напомним, что транспортный налог в большинстве стран считается неэффективной фискальной мерой из-за неудобства администрирования и общей экономической и социальной нелогичности. Он не удовлетворяет главной идее обложения владельцев транспортных средств: чем больше ездишь, тем больше амортизируешь дороги, а значит, и больше платишь. В случае, когда транспортный налог в виде акциза оказывается "растворенным" в стоимости топлива, данный принцип соблюдается идеально. Чем больше автомобиль колесит по дорогам, тем больше его владелец платит государству, занимающемуся их ремонтом и модернизацией. В России привязка дорожного налога к мощности двигателя недвусмысленно указывает на желание властей обеспечить налогообложение по имущественному принципу – у кого мощнее (дороже) машина, тот и платит больше.

Данная практика бьет не только по обладателям мощных и дорогих машин, но и по всем, кто, имея даже небольшой автомобиль, использует его мало или не использует вообще. Платить за лошадиные силы приходится всем автовладельцам.

Не удивительно, что предложение о переходе к общемировой практике с отменой транспортного налога и заменой его повышением акцизов вызвало одобрение в рядах автомобилистов. Однако радость эта оказалась недолгой. Не без участия Минфина и ряда других министерств проблема транспортного налога была решена чисто по-российски: вместо замены налога со всех без разбора акцизом для тех, кто реально ездит, чиновники неожиданно выбрали оба варианта – и налог, и акциз.

Идея двукратного снижения базовой ставки, подаваемая как альтернатива полной отмене налога, де-факто не меняет практически ничего. У региональных властей по-прежнему остается право многократного ее повышения, и подавляющее большинство регионов наверняка воспользуется им, чтобы "подкорректировать" сборы, сохранив тем самым прежние объемы поступлений. Основной довод региональных властей не нов и абсолютно бесхитростен: региону нужны средства на дороги. На те деньги, что удалось собрать в Дорожный фонд, отремонтировать их, а тем более построить новые, якобы, нереально.

Таким образом, вероятность того, что власти на местах сделают все, чтобы сохранить прежний уровень поступлений (соответствующий механизм у них есть), приближается к стопроцентной. Некоторые эксперты не исключают, что регионы могут начать игру на понижение ставок для привлечения к себе машин из других краев и областей, где ставка выше. Подобное предположение строится на инициативе разрешить гражданам регистрировать свои машины в любом регионе. Между тем поверить в широкое распространение практики автомобильных офшоров довольно трудно. Далеко не каждый ради ежегодной экономии нескольких тысяч рублей согласится отправиться за тридевять земель с перспективой впоследствии ездить по Москве с регистрационным знаком какой-нибудь далекой области.

В то же время, при фактическом сохранении прежних уровней транспортного налога автовладельцы рискуют столкнуться с ощутимым ростом цен на топливо. Введение акцизов, помноженное на инфляцию, через год – другой может привести к тому, что литр самого распространенного 92-го бензина будет стоить порядка 30 рублей.

Таким образом, благая во всех отношениях идея замены архаичного и неэффективного транспортного налога на акцизные сборы обернулась очередной обдираловкой автомобилистов. При этом далеко не факт, что фактически удвоенное обложение владельцев автотранспорта и наполнение Дорожных фондов повлечет за собой бум дорожного строительства. Даже в лучшие времена, когда нефтедоллары текли в Россию рекой, в стране не было построено ни одной полноценной современной трассы. Крайне сомнительно, что новая идея правительства поможет сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Чудовищную неэффективность строительства новых и модернизации уже имеющихся магистралей невозможно побороть посредством одних лишь Дорожных фондов. И дополнительные несколько миллиардов, извлеченные из карманов российских автовладельцев, вряд ли здесь что-то изменят.

Выбор читателей