Москвичи освоят новый вид передвижения по городу

Вы садитесь в автобус там, где начинается "выделенка", и быстро доезжаете до места, где она утыкается в пробку. Там выходите, преодолеваете затор пешком и впрыгиваете в другой автобус. И так до следующей пробки


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Передвигаться по Москве на общественном транспорте скоро станет проще, чем на личном. По крайней мере, на это очень рассчитывает мэр столицы Сергей Собянин, распорядившийся до конца года выделить общественному транспорту 17 полос на магистралях города. Идея хорошая, но еще лучше было бы пустить автобусы и троллейбусы вообще в другом измерении. Поскольку в московской системе координат выделенная полоса будет неизбежно упираться в заторы.

Выделение полос для общественного транспорта – общемировая практика, и применяется она там, где это позволяет ширина городских улиц. В Москве давно планировалось пойти по этому пути, но до сих пор появился лишь один прецедент – выделенная полоса на Волоколамском шоссе. А так повсюду автобусы и троллейбусы толкутся в пробках вперемешку с легковушками и грузовиками. Что, конечно, не добавляет привлекательности общественному транспорту.

А ведь именно на него возлагаются большие надежды в борьбе с пробками, развернутой новым столичным градоначальником. Число зарегистрированных в Москве автомобилей приближается к 4 млн, и ежегодно к ним прибавляется еще по 300 тысяч. К тому же в столице постоянно крутится 1,5 млн "приезжих" авто. Если выстроить все эти автомобили в колонну с минимальными интервалами, то получится пробка длиной почти в 30 тыс. км – далеко не всякий водитель столько проедет за год! А если по три машины в ряд, то будет аккурат от Санкт-Петербурга до Владивостока... Москва на такое количество автомобилей просто не рассчитана. По оценкам МАДИ, дефицит дорог в городе составляет 350 километров. Уменьшить его путем строительства новых автодорог мало где возможно, учитывая плотность исторической и точечной застройки. Поэтому остается другой путь – сократить число автомобилей, одновременно стремящихся проехать по наиболее загруженным магистралям. Как показывают опросы общественного мнения, достаточное число автолюбителей согласились бы пересесть в комфортабельный автобус, если бы он мог доставить их к месту работы быстрее, чем их личный автомобиль. Поэтому, по оценкам экспертов московского правительства, одно только выделение спецполос для общественного транспорта сократило бы пробки в городе на 15% – именно на столько возросла пропускная способность Волоколамки, обзаведшейся "выделенкой".

Мера эта весьма недорогая: каждая полоса, выделенная общественному транспорту, обойдется городскому бюджету примерно в миллион рублей. Как сказал в беседе с корреспондентом "Российской газеты" и.о. главы департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи, эти затраты сэкономят не менее 10 млрд руб. из тех 40 млрд, которые Москва и москвичи ежегодно недосчитываются из-за пробок. Гораздо больше средств планируется выделить на обновление парка общественного транспорта: волевым решением Собянина эта статья расходов в бюджете города была увеличена с одного до трех миллиардов рублей. Так что за комфортабельными автобусами дело не станет.

Тем не менее, успех мероприятия отнюдь не гарантирован. Начнем с того, что "нарисовать" дополнительную полосу для общественного транспорта в условиях существующей застройки и проложенных дорог будет нелегко, а местами – просто невозможно. Отнимать ее у общего потока бессмысленно, поскольку это только уменьшит пропускную способность дороги. Министр транспорта РФ Игорь Левитин предложил интересный вариант – заузить имеющиеся полосы: с нормативных 3,75 м до 3,3-3,5 метров. Эксперты говорят, что можно уложиться и в 3 метра – меньше будет желающих превышать скорость (когда это возможно) на столь узкой полосе. Однако арифметика неумолима: для того, чтобы "наскрести" ширины дороги на дополнительную полосу нужно иметь как минимум четыре-пять (а лучше – шесть-семь) исходных полос в каждую сторону. А они есть далеко не на всех проблемных участках городских дорог. Ну, допустим, полосы заузят, а недостающие дециметры отрежут от разделительной полосы, тротуаров и газонов. Тогда неизбежно возрастет аварийность: на узких полосах любой занос или неудачное движение рулем чреваты столкновением, а значит, заторы из-за аварий станут более частым явлением. Кроме того, на большинстве московских дорог есть места, где расширение в принципе невозможно – например, под мостами, при близком расположении домов. Как показывает практика, такие "бутылочные горлышки" всегда забиваются пробкой. Расширьте дорогу – и их станет еще больше.

Ладно, пусть общему потоку станет хуже, лишь бы автобусы двигались без препятствий – такова логика сторонников выделенных полос. Но, увы, и с общественным транспортом проблемы останутся. Ведь выделенная полоса не может работать совершенно изолированно от остального движения. Например, ее будут пересекать машины, выезжающие из переулков и дворов: уткнувшись в плотный поток общих полос, они будут застревать на "выделенке". Сама выделенная полоса будет время от времени утыкаться в пробки на перекрестках: зная культуру вождения российских автомобилистов, можно с уверенностью сказать, что они не будут оставлять "окошки" в пробке для автобусов, следующих поперечным курсом. Наконец, кое-где и автобусам приходится перестраиваться в другой ряд – например, чтобы выполнить левый поворот. Тут с выделенной полосой возникнет полная чехарда, и затор неминуем.

Вот лишь пара примеров из списка улиц, включенных в кандидаты на "выделенку". Улица Шереметьевская: там самое "пробочное" – то место, где улица упирается в Третье транспортное кольцо. И именно там весь общественный транспорт вынужден перестраиваться в левый ряд, поскольку он должен пересечь кольцо, а все прочие автомобили сворачивают вправо. Выделенная линия никак не поможет. Улица Бутырская – довольно узкая, расширяться некуда, но троллейбусы там все-таки едут. Зато путь до Бутырской – по улице Руставели в центр или по Долгоруковской из центра – они преодолевают с черепашьей скоростью. Так что "выделенка" на Бутырской не улучшит ситуации на маршруте в целом и к тому же упрется в заторы: с одной стороны – в путепровод Рижской железной дороги, с другой – в сужение в районе улицы Лесной.

Выходит, что на самых проблемных участках московских дорог выделенная полоса не спасет от пробок ни пассажиров, ни автомобилистов. Автомобилям станет чуть теснее, а автобусы ускорятся лишь на коротких отрезках пути. Выехать из спального района на магистраль или передвигаться в центре на наземном общественном транспорте легче не станет. А гражданам, которые все-таки решатся поддержать инициативу московского руководства и пересесть на общественный транспорт, предложим следующий вариант передвижения по городу. Вы садитесь в автобус в том месте, где начинается ничем не нарушаемая "выделенка", и быстрее автомобиля доезжаете до места, где она утыкается в пробку. Там выходите, преодолеваете затор пешком и впрыгиваете в другой автобус, который уже преодолел эту пробку. И так до следующего затора... Не очень удобно, зато разнообразно. При этом вы ни минуты не стоите в пробке, а все время движетесь к цели. И, конечно, для таких путешествий желательно обзавестись проездным с неограниченным числом поездок, чтобы не разориться на разовых талончиках.

Выбор читателей