Почему спецслужбы прохлопали теракт

Мы живем в стране, официально не ведущей военных действий, но каждый гражданин которой в любой момент может погибнуть от рук террористов. Может быть, пора вспомнить, что "на войне как на войне"?


ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



Список терактов в России 24 января пополнился взрывом в московском аэропорту "Домодедово", в результате которого погибли 35 человек и ранены до 180. Очевидно, что количество пострадавших будет расти. Это неизбежно – в больницы обратятся те, кто вчера в состоянии шока выбирался из аэропорта самостоятельно; балансирует на чаше весов судьба тех, кого увезли на "скорых" в критическом состоянии.

Первая мысль, возникающая в процессе осознания произошедшего: ну вот, опять теракт. Затем – "слава Богу, мои все живы". И это при полном понимании, что тебе и твоим близким действительно просто повезло не оказаться в полпятого вечера 24 января в числе пассажиров и встречающих рядом с залом международных прилетов "Домодедово".

Мы много лет живем в стране, в которой с пугающим постоянством происходят теракты: метро, жилые дома, рынки, торговые центры, поезда, аэропорты, самолеты... Мы живем в государстве, которое официально не ведет боевых действий, но каждый гражданин которого может в любой момент погибнуть от рук террористов. Может быть, пора перестать закрывать на это глаза и каждый момент времени помнить, что "на войне как на войне"?

Поэтому вторая мысль, которая возникает: почему усиление мер безопасности, например, в метро или аэропортах, происходит лишь после каждого нового теракта? Почему в промежутках "между терактами" и милиция, и ФСБ, и службы безопасности аэропортов забывают о том, что террористы могут активизироваться в любой момент?

Как человек, который регулярно бывает во всех аэропортах московского авиаузла, могу сказать, что при входе в здание контроль проходишь далеко не всегда. Линия досмотра может и работать, но проверка осуществляется либо выборочно, либо спустя рукава. На вокзалах ситуация еще более печальна – ни при входе в здание, ни при посадке в поезд пассажиров не досматривают в принципе. Про метро даже говорить не хочется – понятно, что проверить на металлоискателях всех пассажиров подземки в час пик нереально. Но почему хотя бы не поддерживать в состоянии постоянной готовности ту систему безопасности, которая уже есть в аэропортах?

Вчера во многих СМИ прошла информация, что спецслужбы знали о готовящемся теракте. Почему в этом случае не были приняты дополнительные меры? Не усилили посты на входе, не ходили по территории кинологи с собаками? Если есть возможность обезопасить людей хотя бы в аэропортах – почему мы ей пренебрегаем, провоцируя террористов?

Драконовские меры безопасности, проводящиеся в этом направлении другими государствами, оказываются достаточно эффективными. Для меня весьма показателен пример Израиля – страны, граждане которой живут под постоянной угрозой терактов, но, в отличие от нас, не закрывают на это глаза. По данным израильских СМИ, местные авиакомпании и власти тратят на безопасность полетов около $100 млн в год. В начале января Администрация аэропортов Израиля (IAA) заявила, что в ближайшие три года инвестирует в совершенствование системы безопасности около $500 миллионов. И это притом, что сейчас у Израиля самые строгие в мире требования к безопасности в аэропортах.

Действительно, проходить досмотр в аэропорту Бен-Гурион не очень приятно. В случае, если человек вызывает подозрение по каким-то критериям, осмотр вещей и разговоры с представителями службы безопасности могут затянуться на 2-3 часа. И турист, не озаботившийся заранее приехать в аэропорт, рискует опоздать на рейс. Скандалить и возмущаться бессмысленно. Юноши и девушки в форме (средний возраст проверяющих – 20-27 лет) очень вежливо, но твердо проведут проверку всего багажа, ручной клади и одежды, зададут много вопросов, на которые все равно придется ответить. Понять заранее, что вызовет подозрение, невозможно. Это может быть египетская виза в паспорте или неуверенный ответ на вопрос "с кем вы встречались в Тель-Авиве?". И все, тебя отводят к столу досмотра. Со временем ты понимаешь, что эта система направлена, в том числе, и на твою личную безопасность, и смиряешься с неизбежным.

Эффект от деятельности израильских служб безопасности налицо: терактов на бортах самолетов и в аэропортах страны многие годы не происходит. После 11 сентября и терактов в Лондоне в 2005 г. похожая система введена в США и Великобритании. В декабре прошлого года власти Германии сообщили, что готовы внедрить ее и у себя. Да, в этом случае расходы на безопасность увеличиваются, а пассажирам приходится приезжать в аэропорт за 4-5 часов до вылета рейса. Но, может быть, возможность сохранить жизнь того стоит?

Теракт в "Домодедово". ВИДЕО, новости, свидетельства очевидцев.

Выбор читателей