Марсианам увеличили жилплощадь

В результате масштабного исследования, в основу которого легли десятилетия изучения Красной планеты, астрономы получили доказательства, что обширные территории обладают всеми условиями для существования жизни

ФОТО: NASA

Австралийский ученый выступил с сенсационным заявлением. Он заверил, что обширные регионы Марса могут населять живые организмы. Казалось бы, таких сообщений хотя бы за истекший год было немало. Однако исследования Чарли Лайнуивера принципиально отличаются от работ его коллег из других институтов. В то время как они изучали отдельные области Марса, австралийский астроном решил комплексно подойти к этому вопросу - он создал модель планеты, используя опыт своих предшественников, накопленный десятилетиями.

"Что мы попытались сделать. Мы собрали всю имеющуюся на данный момент информацию о планете и составили общую картину. И на наш вопрос, может ли существовать жизнь на Марсе, получили однозначный ответ: да, может", - пояснил Лайнуивер в своем интервью AFP. Согласно результатам масштабного исследования, на Красной планете есть обширные регионы, сравнимые по некоторым параметрам с земными.

Для того чтобы определить степень сходства, целая команда ученых из Австралийского национального университета долго сравнивала температурные характеристики нашей планеты и Марса, а также показатели давления. Исходя из этих параметров, можно сделать вывод о том, насколько распространена вода на планете. Ранее ученые сообщали о том, что вода есть, но речь шла лишь о небольших ограниченных пространствах. Лайнуивер значительно расширил границы обитаемой зоны Марса, доказав, что есть намного больше областей с наличием этого необходимого условия для существования жизни.

Так, замерзшая вода была обнаружена на полюсах, в других регионах из-за низкого давления она испаряется. Сейчас плотность атмосферы Красной планеты, состоящей, в основном, из углекислого газа, составляет всего 1% от аналогичного показателя на Земле, что делает ее полностью непригодной к жизни: температура составляет, в среднем, -63°С из-за сильнейшего радиоактивного излучения.

А под поверхностью из-за давления почвы могут складываться благоприятные условия, тем более что температура там теплее благодаря к близости к ядру планеты. Значит, бактерии и микроорганизмы, подобные земным, могут там существовать. Австралийский ученый выяснил, что на Марсе обитаемая зона занимает целых 3% объема планеты, в то время как на Земле лишь 1% (пространство между корой и нижними слоями атмосферы). Однако около 2% этого показателя находится под поверхностью.

"Речь не идет о разумных пришельцах, которые строят космические корабли. Обнаружение самых примитивных бактерий будет колоссальным прорывом в изучении космоса", - напомнил Лайнуивер.

Он отметил, что жизнь может существовать на границе темноты и света как раз там, где находится кратер Гейла, куда отправился американский марсоход Curiosity. Огромный космический аппарат весом в 1 т станет самым большим и высокотехнологичным роботом, который когда-либо опускался на поверхность Марса.

Curiosity достигнет соседа Земли в августе 2012 года. Самым опасным моментом для марсохода будет именно посадка. Как отметили в NASA, Марс заслуженно завоевал репутацию Бермудского треугольника Солнечной системы из-за огромного количества космических аппаратов, не долетевших до него или разбившихся на поверхности. Совсем недавно неудачу потерпел российский спутник "Фобос-Грунт", который даже не сумел отправиться в путешествие к спутнику Марса Фобосу и беспомощно завис на орбите.