Техосмотр доживает последние дни

С 1 января сотрудники ГИБДД перестанут проверять у водителей наличие талона техосмотра. Согласно новым правилам, отсутствие этого документа не влечет наказания, а исключение действует только для таксистов, водителей автобусов или машин с опасными грузами


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Сотрудники Госавтоинспекции с начала наступающего года не смогут штрафовать или применять иное наказание к водителям за отсутствие талона техосмотра, поскольку соответствующий пункт исключен из Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Раньше, если заветного корешка не было, того, кто сидел за рулем, ждал штраф в размере 2,5 тыс. руб., а также отстранение от управления автомобилем и задержание транспортного средства.

"Контролировать, прошел автомобиль техосмотр или нет, теперь будут страховщики, так как талон ТО необходим при заключении договора о выдаче полиса ОСАГО", - разъяснил в интервью журналистам первый заместитель начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Швецов.

Он не исключил, что в будущем талоны техосмотра и вовсе перестанут выдавать, так как смысл в этом пропадет благодаря внедрению единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО). "Единственное, для чего он (талон ТО) нужен - оформление полиса ОСАГО, но в данном случае страховщики смогут по базе проверить, проходил ли конкретный автомобиль техосмотр или нет, а затем на основании этой информации принимать решение", - отметил замглавы ГИБДД России.

Система, в которой будут содержаться и постоянно обновляться сведения об операторах технического осмотра, прошедших его транспортных средствах, а также выданных и утраченных талонах техосмотра, заработает с 1 января. Пользоваться содержащимися в ней данными путем удаленного доступа смогут как сотрудники органов внутренних дел, так и страховщики.

В то же время, наличие талона техосмотра останется обязательным для некоторых категорий транспортных средств. Проходить ТО два раза в год будут обязаны такси, автобусы и машины, предназначенные для перевозки особо опасных грузов. Наличие талонов у водителей такого транспорта сотрудники ГИБДД будут контролировать, как и прежде.

Вопреки информации некоторых СМИ, опасавшихся, что с 1 января 2012 г. в коммерческих центрах прохождения ТО возникнут большие очереди, в российской автодорожной инспекции выразили уверенность, что очередей не будет. "Очень сомневаюсь, что в январе появятся огромные очереди на техосмотр, - сказал Швецов. - Исходя из нашей практики, могу сказать, что, как правило, пик обращений всегда приходился на весну. Ведь не забывайте, что многие автовладельцы ставят машины на прикол, а перед тем, как выезжать весной, обнаруживают, что техосмотр нужно срочно пройти, вот и возникают очереди".

По словам чиновника, у коммерсантов есть еще как минимум два месяца для того, чтобы подготовиться к наплыву автолюбителей и отрегулировать процедуру проведения техосмотра по новым правилам, передает РИА "Новости". "Не думаю, что будут большие проблемы, ведь все максимально упростилось, - отметил Швецов. - Что касается самих талонов, на нехватку которых жалуются страховщики, то мы в ближайшее время передадим им имеющиеся излишки. Так что, думаю, особого дефицита не будет".

Хотя с начала нового года ГАИ формально не будет принимать участие в проведении техосмотра, пройти ТО на станциях в помещениях органов внутренних дел можно будет еще на протяжении двух лет. "В общей сложности, в 22 регионах будут работать 95 станций, на них госпошлина при прохождении техосмотра остается прежней - 300 рублей", - отметил Швецов. Он добавил, что граждане смогут записаться на прохождение ТО на этих станциях через сайт подразделения или портал госуслуг.

Вся разница в том, что раньше при проведении техосмотра в пунктах инструментального контроля (ПИК) водителю выдавали талон ГТО (государственного технического осмотра), а процесс контролировал инспектор ГАИ. "Теперь же из названия убрали слово "государственный", поэтому наше присутствие и контроль уже не требуются, ответственность несет сам оператор технического осмотра", - пояснил Владимир Швецов.

По его данным, на сегодняшний день в стране действует около 2,5 тыс. ПИКов, которые принадлежат 1800 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Полный список ПИКов размещен на сайте Российского союза автостраховщиков. "Все они на переходный период до 2014 года считаются уже прошедшими аккредитацию, так что подтверждать свой статус им пока не требуется", - сообщил Швецов. И напомнил, что с нового года пройти техосмотр можно будет на любой станции вне зависимости от региона регистрации машины и ее владельца.

Новые правила техосмотра вступают в силу с 1 января будущего года. Согласно документу, обязательный осмотр автомобилей теперь перешел из ведения МВД коммерческим техцентрам, а полис автогражданской ответственности (ОСАГО) теперь можно получить только после прохождения ТО. Для новых автомобилей (до трех лет) процедура техосмотра отменена вовсе. А если машине от трех до семи лет, ее владельца обяжут предъявлять авто для ТО раз в два года. Машины старше семи лет - раз в год.

Выбор читателей