"Генерал Мороз" сыграет за Путина

Если организаторам не удастся настоять на разрешении именно шествия, а не митинга, замораживание протестного движения (во всех смыслах этого слова) можно считать почти гарантированным


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Власти отказали оппозиции в праве пройти 4 февраля от Калужской площади через Садовое кольцо и Новый Арбат до Манежной площади. Заявку на шествие по такому маршруту подали организаторы очередного митинга "За честные выборы", но его сочли неудовлетворительным с точки зрения безопасности. Вместо отвергнутого маршрута оппозиции предложено рассмотреть другие варианты – например, шествие может двигаться и по Фрунзенской набережной и до Лужников, где состоится митинг. Либо от Калужской до Болотной площади. И желательно, не 4 февраля, а 5-го.

Организаторы акции готовы к компромиссам, но до определенной степени. "Мы будем настаивать либо на прежнем маршруте, либо на каком-то маршруте в центре, чтобы это было полноценное шествие", – сказал РИА "Новости" член оргкомитета Владимир Рыжков. Масштабы возможного компромисса станут известны на этой неделе: очередное заседание оргкомитета назначено на вторник.

Степень уступчивости оппозиции заключает в себе определенную интригу. Если протестное движение сохранит предновогоднюю интенсивность, оно может оказать существенное влияние на ход президентских выборов. Это резко повышает рейтинг его лидеров и открывает перед ними новые политические перспективы. Пока в Facebook о намерении принять участие в акции объявили около 20 тысяч человек – примерно столько же заявляли о готовности участвовать за две недели до митинга 24 декабря на проспекте Сахарова (по разным оценкам, количество участников акции составило от 29 до 120 тысяч человек). Поэтому организаторы могут попытаться "расшевелить" подуставший за новогодние каникулы электорат. Ничто не действует на сознательных граждан так бодряще, как запреты.

Для примера: первая акция протеста, прошедшая 5 декабря на Чистых прудах (между прочим, была согласована властями), собрала от пяти до семи тысяч человек. И завершилась бы вполне мирно, если бы наиболее воинственно настроенные граждане не двинулись в сторону Центризбиркома – требовать от Чурова пересчета голосов. Такое повторение "оранжевого" сценария вызвало панику у властей: бузотеров (более 300 человек, в том числе оппозиционера Илью Яшин и блогера Алексея Навального) оперативно задержали и развезли по "обезьянникам". На следующий день на Триумфальной площади (это был уже несанкционированный митинг) пришлось заталкивать в автозаки вдвое больше людей: среди 569 задержанных оказались лидер "Яблока" Сергей Митрохин, член политсовета "Солидарности" Борис Немцов, лидер "Другой России" Эдуард Лимонов, светский обозреватель "Газеты.ру" Божена Рынска. Видимо кто-то сообразительный в Кремле наконец осознал, что избранная стратегия приносит результат, прямо противоположный ожидаемому: 10 декабря на Болотной площади собрались уже несколько десятков тысяч человек.

На этот раз власти и митингующие проявили способность к взаимопониманию и взаимодействию. Поначалу было согласовано проведение акции на 300 участников на площади Революции. С учетом количества людей, собравшихся принять в ней участие, впору было спешно выписывать из провинции дополнительные автозаки. Но буквально за сутки до начала мероприятия местом проведения была определена Болотная площадь, а число заявленных участников составляло уже 30 тысяч. Такое решение вызывало раскол в рядах оппозиционеров. (Эдуард Лимонов, например, требовал остаться на площади Революции), а мэрии пришлось организовывать проход нескольких тысяч демонстрантов от нее до Болотной. Тем не менее, митинг закончился вполне мирно: потребовав отставки Чурова и перевыборов, оппозиция принялась готовиться к очередному мероприятию. Его успех обеспечил лично кандидат в президенты №1, сравнив главный символ участников акции – белую ленточку с презервативом и обозвав людей бендерлогами. Тут уж рассвирепели самые смирные "сетевые хомячки". Результат известен: митинг на Сахарова собрал рекордное в новейшей истории России количество участников.

После этого в Кремле действительно старались не делать резких движений: страна ушла на каникулы с надеждой на внедрение к президентским выборам видеонаблюдения на избирательных участках, возвращение выборов губернаторов и свободу объединений. И пока нет оснований предполагать, что надежды будут обмануты: соответствующие законы внесены в Госдуму, а Владимир Путин даже объявил о готовности вести переговоры с оппозицией. По крайней мере, после того, как определится с возможным форматом. То есть не появилось никаких дополнительных стимулов к выражению протеста.

Вдобавок серьезным расхолаживающим фактором может стать подступивший к Москве "генерал Мороз". Каждый минусовой градус будет сокращать ряды протестующих на сотни, а быть может даже и тысячи участников. Более того, в случае, если организаторам не удастся настоять на разрешении именно шествия, а не статичного митинга, "замораживание" протестного движения (во всех смыслах этого слова) можно считать почти гарантированным.

Но ситуация может измениться, если власти и представители оппозиции продемонстрируют обоюдную несговорчивость при обсуждении маршрута шествия. Это вполне может произойти: оппозиции эскалация напряжения скорее выгодна, чем нет. А Кремль спокойно реагировать на массовые акции, кажется, органически не способен – иначе зачем бы Дмитрию Медведеву понадобилось одной рукой проделывать умиротворяющие либеральные пассы, а другой – ужесточать правила проведения массовых акций в непосредственной близости от Кремля?


Обсудить на Facebook

Выбор читателей