Россию ждет жаркая политическая осень

Граждане могут рассчитывать на разнообразную и политически насыщенную повестку дня, которая объявлена отнюдь не "рассерженными горожанами"


ФОТО: РБК



Минувшая неделя прошла под знаком " войны компроматов", развернутой опальными депутатами Госдумы от "Справедливой России". Депутат Дмитрий Гудков начал публиковать в своем блоге данные о бизнес-активности коллег из "Единой России". Эта информационная кампания стала ответом на ожидаемое 12 сентября голосование по вопросу о лишении мандата его отца – депутата Геннадия Гудкова. Гудкова-старшего СК РФ подозревает в незаконной предпринимательской деятельности – будучи депутатом, тот якобы стал соучредителем коммерческого предприятия и принимал непосредственное участие в руководстве своим бизнесом, утверждают в ведомстве Бастрыкина.

Предпринятое эсерами исследование регистрационных данных позволяет им утверждать: как минимум несколько десятков депутатов-единороссов занимались тем же самым, за что сейчас пытаются "уволить" Гудкова – то есть учреждали бизнесы, и некоторые до сих пор совершенно официально числятся руководителями своих компаний. Да что там, даже господин Бастрыкин, как нам известно благодаря депутату Хинштейну, долгое время оставался владельцем не только недвижимости в Чехии, но и местного бизнеса вместе с видом на жительство в этой прекрасной стране. И ничего ему за это не было. И не будет, купи он хоть виллу на французской Ривьере, по соседству с владениями Романа Абрамовича.

Уличенные в бизнес-активности единороссы от обвинений отмахиваются, но очень вяло. Видимо, потому, что опровергать особо нечего: информация общедоступна и лежит, что называется, на поверхности. К тому же все участники этого шоу понимают: пока они не нарушили один из негласных запретов, наказывать их никто не станет.

И в деле Гудкова незаконную предпринимательскую деятельность людям из СКП нужно будет еще поискать: чтобы "натянуть" на статью, следователям потребуется доказать, что Гудков обеспечил своему бизнесу преференции, пользуясь должностным положением. Поскольку статус депутата не предполагает распорядительских полномочий, сделать это будет проблематично. Впрочем, и особой нужды в том нет: как показывает недавняя история депутата от КПРФ Владимира Бессонова (СКР подозревает его в избиении полицейского во время несанкционированного митинга 2 декабря в Ростове-на-Дону), российские парламентарии готовы лишить своих коллег депутатской неприкосновенности по одному только подозрению. Именно лишение депутатского статуса – основная цель кампании, которая ведется сейчас против Гудкова-старшего. Уголовное дело вторично, хотя и оно не исключено, если он будет упорствовать в своих заблуждениях.

Бессонов, Гудков (в качестве потенциального кандидата "на выход" в Госдуме называют также депутата от "Справедливой России" Илью Пономарева) – этот ряд совсем не случаен. Эти люди активно участвовали в выступлениях несистемной оппозиции. И теперь Кремль четко дает понять, что политик, поддерживающий несистемную оппозицию, не может рассчитывать на место в системных структурах. Очевидно, в связи с ожидаемым ростом протестных настроений власть стремится расчистить политическое поле от наиболее радикальных элементов: лидеры "болотной" оппозиции оказались фигурантами уголовного дела о беспорядках 6 мая, а некоторые (как, например, Навальный) – даже нескольких дел. Суровые приговоры вынесены феминисткам из Pussy Riot и активистке движения "Другая Россия" Таисии Осиповой.

Одновременно системная оппозиция получает серьезные авансы. Правительство собирается вернуть прямые выборы мэров. Представителей регионов приглашают на Старую площадь, чтобы дать наказ – не злоупотреблять в ходе грядущих выборов административным ресурсом и муниципальным фильтром. И пока вроде не злоупотребляют: КПРФ радостно рапортует о том, что муниципальный фильтр преодолен уде в трех из пяти регионов, где пройдут губернаторские выборы. В Рязанской области даже выдвиженец "Патриотов России" Игорь Морозов смог справиться с этой задачей. Да что там "патриоты", вице-спикер Госдумы секретарь генсовета "Единой России" Сергей Неверов заступается за оппозиционную партию ПАРНАС, чей список на выборах в Барнауле сгоряча завернул местный избирком!

Одним словом, к осени граждане могут рассчитывать на разнообразную и политически насыщенную повестку дня, которая объявлена отнюдь не "рассерженными горожанами".

На этом фоне "дело Гудкова" должно стать показательным для всех оппозиционных деятелей, поглядывающим в сторону Болотной. Но, что примечательно, Кремль продолжает наращивать свой арсенал "средств управления": в осеннюю сессию Госдума намерена принять закон, запрещающий чиновникам и депутатам иметь зарубежную недвижимость и открывать счета за границей. И это гораздо серьезнее, чем нынешний вялый запрет на управление активами, который спокойно игнорирует каждый пятый депутат от "партии власти". Тут можно будет говорить уже об инструменте тотального контроля за бюрократией. Разумеется, срабатывать он будет только в случае крайней необходимости, ведь залог эффективности такого инструмента – его избирательное применение.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей