Ту-204 разбился из-за отказавших тормозов

Основной версией катастрофы лайнера в аэропорту "Внуково" назван отказ реверса на обоих двигателях. Однако полностью вину с экипажа снимать не стали - по мнению специалистов, пилоты сажали борт небрежно


ФОТО: Vesti.ru



В качестве основной версии авиакатастрофы пассажирского лайнера Ту-204 в Москве, произошедшей перед Новым годом, эксперты рассматривают отказ реверса, из-за чего экипаж не смог остановить самолет на скользкой взлетно-посадочной полосе. Об этом сообщает "КоммерсантЪ" со ссылкой на источники в технической комиссии по расследованию произошедшей трагедии. Специалисты считают, что пилоты посадили борт в штатном режиме, хоть и "несколько небрежно".

Ту-204 приземлился с завышенной скоростью и перелетом в несколько сотен метров, однако критичными эти условия эксперты не считают, так как остатка полосы при умеренном попутном ветре вполне хватало для полного погашения скорости. Отмечается, что экипаж сделал ставку на реверс при сокращенной тормозной дистанции и низкой эффективности "колесного" торможения. В этом режиме лопатки двигателей лайнера разворачиваются в обратную сторону, создавая обратную тягу и позволяя затормозить самолет на полосе. Однако реверс не сработал ни на одном из двигателей, а все попытки остановить самолет обычным способом успехом не увенчались.

До настоящего момента комиссия МАК сообщала об обнаружении и начале расшифровки самописцев Ту-204. Определено и направление расследования, которое указано в разосланной во все авиакомпании директиве гендиректора авиарегистра МАК Александра Донченко. В документе говорится о двух авариях с Ту-204 авиакомпании Red Wings, произошедших в декабре 2012 года. Помимо катастрофы на Киевском шоссе в Москве упомянут инцидент, произошедший в аэропорту "Толмачево" в Новосибирске. Тогда лайнер выкатился за пределы полосы, остановившись в поле после того, как у машины стерлись и соскочили колесные покрышки. В этом случае обошлось без пострадавших.

Окончательные причины обоих ЧП в директиве не названы, но в документе настоятельно рекомендуется всем авиакомпаниям, в чьем парке есть Ту-204 и Ту-214, "смазать механизмы привода концевых выключателей обжатия амортизатора основной опоры". В дальнейшем это рекомендуется делать через каждые 150 летных часов при отрицательных температурах и через каждые 600 при положительных. Члены экипажа отныне обязаны "строго соблюдать рекомендации производителя Ту-204 и Ту-214 при невыпуске реверсивного устройства на двух двигателях".

Источники издания считают, что так называемые штоки на самолетах Red Wings начало клинить из-за холодов. Во время морозов применяется противообледенительная обработка, и жидкость, попадая в механизмы, вполне может вызывать их коррозию или заледенение, поясняют эксперты. Именно по этой причине и были рекомендованы вышеуказанные превентивные меры по "смазке" самолетов.

В то же время участники расследования не исключают полностью и человеческий фактор в произошедшей катастрофе. Экипаж при невключении реверса на обоих двигателях должен был немедленно прекратить все попытки сдвигать рычаги дальше, начать пользоваться колесными тормозами и выключить двигатели. Однако пилоты, по мнению специалистов, не распознали вовремя техническую неисправность борта и около 30 секунд тянули рычаги вверх, надеясь, что реверс включится. Из-за этого Ту-204, вместо того чтобы тормозить, напротив, получая прямую тягу двигателей, начал разгоняться. Приказ о торможении был отдан слишком поздно: Ту-204, весящий около 80 т, сбил выпущенными шасси посадочный маяк, врезался в ограждение аэропорта и развалился на несколько частей.

Ту-204 совершил жесткую посадку в аэропорту "Внуково" вечером 29 декабря. На его борту находились только члены экипажа, из них четверо погибли, еще столько же были госпитализированы в тяжелом и крайне тяжелом состоянии. Позднее в больнице от полученных травм скончалась бортпроводница. Состояние трех других пострадавших стабилизировалось, они пошли на поправку.

Выбор читателей