Казус Навального

Покровителям Навального предстоит филигранная работа: они не могут допустить второго тура, потому что это уже будет настоящее "раскачивание лодки". А за такое Путин по головке не погладит


Фото: ИТАР-ТАСС



Вряд ли кто-то мог предсказать, что выборы мэра Москвы будут проходить по столь захватывающей траектории. Вместо унылого сценария выборов без выбора – подобно тому, что разворачивается сейчас в Московской области – жители столицы оказались в центре совершенно невероятной по нынешним временам интриги.

Навального сажают. Навального отпускают. Навальный уличил дочь Собянина во владении огромной квартирой. Прокуратура Навального – в финансировании из-за рубежа. Навальный взялся за вторую дочь Собянина. Полицейские при помощи "болгарки" и кандидата в мэры от "Справедливой России" Николая Левичева вскрыли конспиративную квартиру активистов группы "Братья Навального", чтобы изъять незаконные агитационные материалы.

И каждый скандал приближает оппозиционера ко второму туру выборов. А ведь еще пару месяцев назад такой сценарий выглядел абсолютно нереальным: политологи дружно прочили Собянину сокрушительную победу с подавляющим превосходством над соперниками.

Но на этой неделе, согласно опросу компании Synovate Comcon, расклад сил начал меняться: рейтинг Сергея Собянина снизился с 74,6% до 63,5%, а рейтинг Алексея Навального вырос на 5%, составив 19,9%.

При этом участники выборов делают телодвижения, абсолютно необъяснимые с точки зрения стандартов современной российской избирательной кампании. Нонсенсом был уже сам по себе факт регистрации Навального: можно сколь угодно говорить о стремлении к честным выборам, но суровая школа жизни учит другому: реальных оппонентов нужных кандидатов к выборам не допускают. А если допускают, то быстро снимают: следуя стандартным предвыборным технологиям, Жириновский должен был не в прокуратуру с жалобой на Навального бежать, а прямо в суд. Где, недолго думая, засчитали бы Навальному IP-адреса как иностранные (если можно купленный в Кировской области за 14 млн лес засчитать, как украденный на 16 млн, то уж с финансированием из-за рубежа нашему суду разобраться – вообще раз плюнуть) и сняли бы с дистанции.

Но Жириновский шлет бумажки в прокуратуру, а прокуратура шлет бумажки в МВД, оставляя вопрос в подвешенном состоянии на неопределенный срок. Затем история повторяется уже в варианте с "нехорошей" квартирой.

Из всего происходящего можно сделать только один вывод: Навальный до сих пор востребован как участник московских выборов. Но до определенного предела: на всякий случай на него накапливают материал, который позволит, в случае чего, снять оппозиционера с дистанции.

По всей видимости, его задача – набрать определенный процент голосов, который сделает победу Собянина не такой убедительной. Подобная задача может ставиться администрацией президента (а кому еще под силу вытащить из тюрьмы человека, когда тот уже начал отбывать срок?), если вспомнить, что политик, выигрывающий московские выборы, автоматически становится претендентом на высшие посты в государстве. Усиление одного претендента неизбежно вызывает противодействие конкурирующих группировок.

При этом покровителям Навального предстоит филигранная работа: они не могут допустить второго тура, потому что это уже будет не ослабление конкурента, а настоящее "раскачивание лодки". А за такое, мы знаем, Путин по головке не погладит. Ведь если в первом туре результат оппозиции дробится между претендентами от разных партий, то во втором протестно настроенный электорат вполне способен сплотиться вокруг единственного кандидата, будь то даже унылый коммунист Мельников. И это грозит свести на нет электоральный триумф Собянина.

Причем уже сейчас понятно, что на этот раз власти будет очень трудно произвести привычные манипуляции с голосами избирателей: резкий рост в последние годы общественного интереса к выборам привел к появлению в столице огромного количества хорошо обученных наблюдателей. Это позволяет взять под общественный контроль подавляющее количество участков. Действительно серьезные, а не по мелочи фальсификации в таких условиях будут возможны лишь при массовом удалении наблюдателей. А это – неминуемый скандал, который ставит под вопрос результаты голосования и грозит вылиться в массовые акции протеста.

Пока нет никаких признаков, что власть готова идти на подобные меры. Напротив, практически все инициативы оппозиции на предмет обеспечения чистоты выборов были поддержаны: просили видеокамеры на участках – столичное правительство выделяет деньги. Хотели электронные урны – КОИБы, – по просьбе Собянина их свозят в столицу со всех концов страны. Жаловались, что слишком много людей голосуют по открепительным, – и открепительных почти не печатали (даже сотрудникам избиркомов не хватает).

По всей видимости, расчет делается на действительно сильную электоральную позицию Собянина и преимущества, которое дает ему постоянное присутствие в федеральных СМИ. Навальный остается санкционированным с самого верху участником выборов, пока не случилось коренного перелома в предпочтениях москвичей. А если он вдруг случится, мы сразу поймем: Навальному тут же припомнят и "нехорошую" квартиру, и "не те" IP-адреса, и "братьев", и "сестер".


Обсудить на Facebook

Выбор читателей