Президент сжег за собой мосты

Власть сделала опасный выбор, остановившись на самом сложном варианте решения проблемы легитимности собственности. Причем базируется он на узких групповых интересах и предвыборном популизме




Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

Главным итогом событий прошедшей недели можно назвать тот факт, что Россия, ведомая своим президентом, вошла-таки в "новую реальность" и данный процесс стоит считать необратимым. Надежды оптимистов на то, что позиция, занятая властью в "деле "ЮКОСа", может быть изменена, оказались наивны и беспочвенны. Жребий брошен, Рубикон перейден, и мосты сожжены.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим наиболее существенные детали операции по низвержению "ЮКОСа".

На минувшей неделе глава государства дважды обращался к бизнесу и общественности в надежде хоть как-то сгладить резко негативный эффект, произведенный действиями Генпрокуратуры. "В связи с рассматриваемым делом "ЮКОСа" никаких обобщений, аналогий, прецедентов, тем более, связанных с итогами приватизации, не будет. Поэтому все спекуляции и истерики на этот счет просил бы прекратить, а правительство прошу в эту дискуссию не втягиваться", - заявил президент в понедельник.

Вскоре после этого стало окончательно ясно, что в основе "дела "ЮКОСа" лежат отнюдь не спорные обвинения (в мошенничестве и неуплате налогов), которые, при необходимости, можно применить к любому, от олигарха до владельца коммерческого ларька. Больше не осталось сомнений в том, что действия власти направлены исключительно на конфискацию "ЮКОСа" у его основных сегодняшних владельцев, подтверждением чему стал арест акций на сумму, многократно превышающую объем требований по заведенным уголовным делам. В этой ситуации президентские заклинания относительно незыблемости итогов приватизации - не более чем хорошая мина при посредственной игре.

Вторая попытка убедить инвесторов, что ничего страшного в стране не происходит, была предпринята президентом в четверг. Бизнесмены слушали главу государства как раз в тот момент, когда стало известно об аресте крупного пакета акций опальной нефтяной компании. Владимир Путин заверил собравшихся в том, что "дело "ЮКОСа" отнюдь не означает объявления войны крупному бизнесу. Более того, он пообещал либерализацию рынка акций "Газпрома", что в другой ситуации было бы воспринято инвесторами с восторгом.

Президентское обращение к инвесторам повлекло за собой рост акций "ЮКОСа" в пятницу, который, однако, носил чисто технический характер. Участники рынка, купившие значительные пакеты акций НК до скандала, сегодня вынуждены искусственно подталкивать их наверх для того, чтобы впоследствии выйти из этих бумаг с наименьшими потерями.

Не менее важным моментом, доказывающим, что Россия вошла в полосу серьезных перемен, стали порожденные "делом "ЮКОСа" политические пертурбации. Уход главы президентской администрации Александра Волошина, скорей всего, только первый шаг. Следующим кандидатом "на вылет" вполне может оказаться другой ключевой представитель "семейной группы" - Анатолий Чубайс. Последнему достаточно было лишь заикнуться в поддержку Михаила Ходорковского, чтобы спровоцировать прокурорский наезд на "Новосибирскэнерго".

Главный энергетик страны, похоже, не одинок, и пасть жертвой политического кризиса предстоит не ему одному. Несмотря на "убедительную просьбу" президента к правительству не "втягиваться в дискуссии" по делу "ЮКОСа", ей вняли не все члены кабинета. После того, как стало известно об аресте акций, замглавы МЭРТ Аркадий Дворкович фактически дал понять инвесторам, что опасность наказания за "грехи прошлого" по-прежнему существует. Затем последовала реакция главы правительства. "Я очень глубоко озабочен этим явлением. Его последствия трудно оценить. Я бы даже воздержался пока от каких-либо оценок", - заявил Касьянов в беседе с журналистами.

Данные заявления, сделанные в нарушение президентского запрета, видимо, говорят о том, что их авторам терять уже нечего. Теоретически отставка Касьянова может стать вполне логичным финалом разгрома "семейной группировки" во власти, начатого параллельно с низвержением "ЮКОСа". Здесь, правда, стоит заметить, что, отправляя в отставку главу правительства, Путин создает себе реального конкурента на предстоящих президентских выборах. Сомнительно, что Касьянов тихо и покорно уйдет из большой политики.

Возвращаясь к экономическим аспектам происходящего, можно сделать два вывода. Первый: власть все-таки взялась за тему легитимности собственности (по сути - пересмотр итогов приватизации, правда, пока частичный). И второй: президент сознательно нарушил равновесие в высших кремлевских эшелонах, предельно обострив отношения между властью и крупным бизнесом.

Резонный вопрос о последствиях происходящего пока не находит вразумительных ответов. Последние события обнажили основную проблему олигархического устройства российской экономики. Все опять уперлось в давний вопрос легитимности собственности. Формально данная проблема может быть решена двумя способами: либо через всеобщую приватизационную амнистию, либо посредством проверки законности каждой приватизационной сделки, с последующей конфискацией незаконно приобретенной собственности.

С экономической и государственной точек зрения наиболее эффективным решением проблемы стала бы всеобщая амнистия (за исключением откровенно уголовных ситуаций). Государство реально обладает всеми необходимыми механизмами для контроля за деятельностью собственников и ее эффективностью. Ситуации же, когда бизнес (и использование им природных ресурсов) выходит из-под государственного контроля, можно отнести лишь на счет нерадивости, некомпетентности и продажности представителей все того же государства. К сожалению, подобный подход не находит особого понимания среди широких масс, продолжающих испытывать комплекс социальной несправедливости. Не вдаваясь в суть вопроса эффективности использования собственности, большинство населения продолжает настаивать на восстановлении законности ее распределения.

В идеале, легитимизация собственности в России (по сути - второй способ) может иметь далеко идущий положительный эффект. Однако данный процесс требует длительного времени, больших издержек, политической стабильности, сильной и компетентной власти. В противном случае, такая "легитимизация" может повлечь за собой тяжелейшие последствия для экономики и всего российского общества.

Тем не менее, властью был выбран наиболее сложный и опасный путь, и базируется он не на здравом смысле, а на узких групповых интересах и предвыборном популизме. К сожалению, для большинства россиян именно "раскулачивание" является одним из наиболее наглядных способов восстановления социальной справедливости. Другой неотъемлемой составляющей подобного выбора является желание одной из конкурирующих политических групп под прикрытием идеи восстановления социальной справедливости исправить "ошибки" 90-х и перераспределить собственность в свою пользу.

Рискнем предположить, что власть сделала опасный выбор, остановившись на самом сложном варианте решения проблемы легитимности собственности. Последствия могут оказаться самыми непредсказуемыми.

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей