Америка вытащила пустышку

Пленение Саддама Хусейна, суд над ним, наконец, приговор не имеют и не будут иметь ровно никакого значения для ситуации на Ближнем Востоке вообще и в Ираке в частности




Великий и ужасный Саддам Хусейн был пойман американцами на редкость вовремя. Джорджу Бушу, чей президентский рейтинг пустился было в азартную погоню за падающим долларом, известие о пленении столь знакового противника доставило неизмеримую радость. Теперь американский президент по очкам опережает своего российского коллегу: у него в недостаче только бен Ладен, в то время как у Москвы – и Масхадов, и Басаев.

На этом бравурные марши в отношении удалых американцев заканчиваются. Поимка экс-диктатора развенчала красивый миф о хусейновском "сопротивлении", если под последним разуметь отлаженную тактику борьбы с американскими войсками из единого центра. Многие не без злорадства отметили, что теракты как осуществлялись, так и продолжают осуществляться. Более того – с поимкой Саддама их не станет больше или меньше, и риторика палестинских экстремистов из ХАМАС никак не повлияет на темпы и масштабы партизанской войны в Ираке. Просто потому, что Саддам для подавляющего большинства фанатиков – вовсе не фигура, требующая отмщения. Это даже не символ, тем более после того, как он без борьбы сдался на милость победителя и дал ославить себя на весь мир, демонстрируя вражеским военврачам ротовую полость.

Для людей, взрывающих сейчас американцев на блокпостах, в офисах и на пыльных дорогах, война идет повсюду. В Ираке они воюют не за Ирак – просто в силу сложившихся обстоятельств сегодня они могут делать тут то же, что долгие годы делали в Палестине, Ливане, Афганистане. Пленение Саддама Хусейна, суд над ним, наконец, приговор не имеют и не будут иметь ровно никакого значения для ситуации на Ближнем Востоке вообще и в Ираке в частности. Смертная казнь экс-диктатора, против которой якобы не возражает Вашингтон, будет иметь ровно те же последствия, что и оправдательный приговор, – террористов-смертников в любом случае не станет ни меньше, ни больше. Хусейн – это не бен Ладен, он в глазах фундаменталистов не вождь, а лишь очередной повод закоротить провода на "поясе шахида".

Насколько трезво оценивают в Белом доме факт поимки Хусейна? Вопрос не праздный хотя бы потому, что далеко не все сотрудники Госдепа, Пентагона и ЦРУ верят в голливудские сценарии, согласно которым похищение или ликвидация вождей приводит в мгновенному и повсеместному торжеству свободы и демократии. Выгоды от пленения Хусейна очевидны лишь применительно к внутриамериканской кухне: Буш не был бы Бушем, если бы не раскрутил это как свой личный триумф политика-стратега. Зная о том, как американская пропаганда умеет превращать куда менее рядовые события в эпическое полотно, можно не сомневаться, что этот козырь сработает.

Вопрос – что будет после. Если американцы всерьез решат, что все связанное с судьбой Хусейна решительным образом скажется на судьбах Ирака, они рискуют попасть в крайне неприятную для себя ситуацию. Подобные взгляды будут означать, что решительно всему – обвинениям, судебным процедурам, показаниям Хусейна и т.п. – будет придан сверхполитизированный окрас, пафос, с претензией на жирную точку. Добро еще, если в ходе допросов удастся доказать, что Саддам действительно разрабатывал и припрятывал ОМУ. Но на такую удачу Вашингтону вряд ли приходится рассчитывать. Обо всем остальном – о зверствах баасистов, о геноциде в отношении курдов, преследовании шиитов и прочих "подвигах" Саддама – мир ничего нового для себя не узнает. И уж тем более будущие шахиды перед лицом страшной правды о кровавом тиране не раскаются в замышляемом. Почему – мы уже говорили. Обратный эффект станет очевиден тогда, когда правовые процедуры в отношении Хусейна будут осуществляться на фоне непрекращающихся взрывов миссий, диппредставительств, правительственных учреждений, нефтепроводов и т.д.

Реакция Ирака на арест Хусейна показала, насколько разобщена эта страна. В то время как одни, высыпав на улицу, запоздало клянутся умереть за Саддама, другие бурно славят его позорное пленение. Хуже такого разлома ничего нет – американцам, да и любому на их месте, было бы легче знать даже о тотальном неприятии происходящего со стороны населения, нежели "вычислять", кто друг, а кто враг. Для них было бы лучше, если б Саддам действительно возглавлял сопротивление, – в этом случае с ним можно было бы поторговаться и выгадать на спасении вполне реальных человеческих жизней. Вашингтон же вытащил пустышку. Пока еще есть шанс, что в Белом доме это поймут раньше, чем десятки радикальных экстремистов пошлют "истинно верующих" с "поясами шахидов" доказывать Штатам и всему миру, какое это тонкое дело – Восток.

Выбор читателей