Басаев станет подарком для Путина

До 14 марта спецслужбы должны предъявить общественности одного из трех лидеров чеченских экстремистов – Гелаева, Масхадова или Басаева. Живым или мертвым




До 14 марта общественности должны предъявить одного из троих оставшихся в живых лидеров чеченских экстремистов, живым или мертвым. Российские спецслужбы просто обязаны до выборов провести успешную операцию, предъявив доказательства эффективной борьбы с терроризмом.

США и Россия дружно объявили борьбу с терроризмом одним из приоритетных направлений. Вашингтон первым приготовил сюрприз, объявив "человеком года" простого американского солдата и продемонстрировав миру плененного Хусейна. Теперь – очередь Москвы. На первый взгляд, задача, стоящая перед российскими спецслужбами, выглядит проще, особенно если учитывать размер территории, где проходит контртеррористическая операция, объективные перемены в Чечне и некоторые особенности местного менталитета.

Авансы спецслужбам были выданы Кремлем достаточно давно. Вчера, выступая на заседании коллегии ФСБ России, Владимир Путин заявил, что в целом удовлетворен работой чекистов в минувшем году, но дал понять, что требуется результат, в том числе по конкретным фигурам: "В нейтрализации и ликвидации террористической сети спецслужбы должны действовать системно и жестко. Об этом уже не раз говорилось, однако вновь подчеркну, что надо активно использовать новейшие формы и методы работы". Судя по выступлению главы государства, общая схема действий силовиков на Северном Кавказе не изменится – ФСБ по-прежнему будет фактически управлять процессом и контролировать действия всех ведомств.

К настоящему времени знаковых фигур среди экстремистов на Северном Кавказе осталось трое: Масхадов, Басаев и Гелаев – ровно половина главарей, олицетворявших собой главные силы, противостоящие России (Хаттаба, Арби Бараева и Радуева уже не существует).

О Гелаеве разговор особый. В СМИ неоднократно сообщалось о том, что этот полевой командир пытается вести собственную игру. С его именем связаны самые громкие провокации последних лет: скандальный рейд в Абхазию, завершившийся ранением, обратный поход в Чечню через Осетию и Ингушетию в 2002 г., бои в селе Галашки. Наконец, странный декабрьский рейд боевиков в Дагестан, во время которого Гелаев лично командовал бандой, а затем просто сбежал в неизвестном направлении со свитой – арабом, азербайджанцем и чеченцем. Судьба "дивизионного генерала" неизвестна: он то ли снова растворился в горах, то ли был убит во время спецоперации – попал под бомбу, мину, сход лавины и т.д. Сейчас в Дагестане на местах боев работают спасатели МЧС, которые к 15 января подняли из ущелий и расселин тела 10 боевиков, убитых в конце 2003 года. Скорее всего, Гелаева среди них нет. Тем не менее, это не помешало Владимиру Путину отметить "слаженную работу всех служб" в ходе операции по уничтожению банды. Комплиментов удостоились дагестанские милиционеры и жители республики, которые помогали военным в качестве проводников, подвозили продукты, предоставляли автотранспорт.

Официальная трактовка событий во время очередного гелаевского рейда сводится к тому, что боевики решили таким замысловатым образом уйти на зимовку из Чечни в Панкисское ущелье Грузии. Если учесть то, каким маршрутом следовали бандиты, и то, при каких обстоятельствах их обнаружили и добивали, можно прийти к выводу, что в деле Гелаева как одного из тех полевых командиров, которые когда-то реально обладали силой и средствами, поставлена точка.

Наиболее уязвимым из оставшихся лиц, интересующих спецслужбы, выглядит Аслан Масхадов, который, по некоторым данным, все еще остается в Чечне. Костяк масхадовской гвардии уничтожен; сам он все еще изображает видимость деятельности, пытаясь проводить совещания, принимая курьеров с отчетами от оставшихся в живых подчиненных. Как стало известно "Yтру" из заслуживающих доверия источников, помимо групп спецслужб поиском, задержанием или ликвидацией Масхадова и еще нескольких "амиров" занимаются сразу несколько развернутых подразделений армейского спецназа, включая батальоны горной группировки войск. Можно сказать, военные наступают малочисленному отряду экс-полковника на пятки, регулярно обнаруживая и взрывая, базы, устраивая засады на маршрутах, которыми пользуются боевики.

Самой проблематичной выглядит нейтрализация Басаева, который давно уже не командует какими-либо отрядами, а через законспирированную сеть управляет террористическими структурами, созданными ранее при помощи наемников вроде аль-Валида. Басаев давно перешел к методам, используемым палестинскими террористами, – его подчиненные ищут и готовят смертников.

Кроме названных главарей, в Чечне существует бандитское подполье, в котором нет явных лидеров: мелкие "амиры" закладывают фугасы и организуют обстрелы, рассчитывая на внимание тех, кто сможет оплатить дальнейшие вылазки. Подобные люди задерживаются в Чечне чуть ли не каждый день, но к выборам силовым структурам непременно нужно поймать крупную рыбу.

Выбор читателей