Марс - планета крепкого посола

Марсоход Spirit передал на Землю первые данные анализа марсианского грунта и камней. Полученные результаты оказались для специалистов NASA явно неожиданными: обнаружены следы кристаллической соли

Марсоход Spirit передал на Землю первые данные анализа марсианских камней и грунта. Материалы были получены в ночь со вторника на среду, и результаты обследования оказались для специалистов NASA явно неожиданными.

Для сбора образцов различных минералов автоматический робот использовал механическую руку. Это впервые позволило произвести серьезный анализ пород. Таким образом марсоход обследовал камень в форме пирамиды, который в NASA назвали Адирондаком. Его состав был определен с помощью микроскопа и двух спектрометров. Spirit обнаружил в образцах породы присутствие кремния, серы, хлора, кальция, цинка, железа и никеля.

Полной неожиданностью стало обнаружение оливина, который обычно содержится в вулканических породах. Теперь у специалистов NASA появилась гипотеза о том, что грунт в районе посадки марсохода может содержать затвердевшую лаву.

Помимо всего прочего были обнаружены следы кристаллической соли, которая могла быть оставлена испарившейся соленой водой, о чем также свидетельствует высокое содержание оливина. Об этом сообщил научный руководитель проекта Стив Сквайрз. Пока для специалистов остается загадкой, происходят ли обнаруженные минералы непосредственно из кратера вулкана Гусева, где совершил посадку марсоход, или они были занесены туда пыльными бурями.

Другой феномен, который также пока относится к области загадок, - это способность марсианской почвы склеиваться в небольшие комки, уже получившая название "химической клейкости". Выявление причины, по которой это происходит, - задача будущих исследований.

Напомним, что образцы грунта были взяты в районе кратера Гусева, который, согласно предположениям, ранее был озером, куда вода поступала из марсианской реки. Spirit также обнаружил минералы, подобные найденным в местах посадки американских зондов Viking и Pathfinder в 1970-е и 1990-е гг. соответственно.

Сейчас Spirit находится около марсианского камня размером с футбольный мяч. Он ждет команды с Земли о начале взятия проб с этого объекта.

Напомним, что первые метры по Красной планете Spirit проехал 15 января, проведя к тому времени на Марсе уже десять дней.