Буш начинает сдавать своих

В преддверии выборов Буш уступает общественному давлению и разрешает Кондолизе Райс дать комиссии по расследованию событий 11 сентября показания под присягой. "Нам нечего скрывать" – утверждает Райс




Джордж Буш согласился нарушить сложившуюся традицию и разрешил Кондолизе Райс дать комиссии по расследованию событий 11 сентября показания под присягой. Это решение, по-видимому, вызвано сильным общественным давлением и разгорающимся скандалом вокруг его имени в прессе. Некоторые связывают его "разворот на 180 градусов" с приближением президентских выборов. В частности, Джон Керри, главный конкурент Буша в предстоящей борьбе, широко использовал нежелание Райс предстать перед комиссией для дискредитации соперника.

Президент подчеркнул, что это будет исключение из правил, вызванное "чрезвычайными обстоятельствами", а не прецедент. Одним из условий своего согласия он выставил то, что комиссия больше не будет вызывать его советников. Между тем в своем интервью телепрограмме "60 минут" Райс заявила, что, если бы не сложившаяся традиция, она даже рада была бы выступить на комиссии. "Нам нечего скрывать", – подчеркнула она.

До этого несколько раз случалось, что советники президентов США давали показания под присягой – например, помощник Билла Клинтона по национальной безопасности Сэмюэл Бергер был допрошен в связи с выдвигавшимися против администрации президента обвинениями, которые касались незаконного сбора предвыборных пожертвований. Однако все эти случаи были связаны с различными внутренними расследованиями. Кондолиза Райс будет первой, кто выступит по общеполитическим вопросам. Кроме нее "на ковре" уже побывали госсекретарь США Колин Пауэлл, министр обороны Дональд Рамсфелд и директор ЦРУ Джордж Тенет. Буш также согласился выступить вместе с вице-президентом Ричардом Чейни (не под присягой) на закрытом заседании перед всеми десятью членами комиссии.


Интерес к Кондолизе Райс обусловлен расхождением между ее показаниями, данными членам комиссии на закрытом заседании в феврале, и показаниями Ричарда Кларка. Как известно, Кларк прямо обвиняет администрацию Буша в том, что она уделяла недостаточное внимание борьбе с террором и сознательно игнорировала многие тревожные факты. Кларк утверждает, что Буш и его окружение были так увлечены идеей войны с Ираком, что не считали "Аль-Каэду" серьезной угрозой. Одно из самых скандальных утверждений Кларка заключается в том, что после взрывов 11 сентября президент немедленно предложил начать войну в Ираке, хотя ничто не указывало на связь с этим делом Хусейна. Масла в огонь подлила переводчица с фарси, афганского и турецкого Сибил Эдмондс, работавшая в 2001-2002 гг. в ФБР, – по ее словам, материалы, которые она переводила, содержали детальную информацию о готовящихся терактах в Нью-Йорке и Вашингтоне, но ее предупреждения были проигнорированы, а переводы, возможно, сознательно скорректированы.

Кондолиза Райс настаивает на том, что Буш при всем желании не мог бы предотвратить события 11 сентября, поскольку находился на тот момент у власти всего восемь месяцев, в то время как его программа по борьбе с терроризмом была рассчитана на три года. Райс опровергает все заявления о том, что президенту было известно что-либо конкретное о готовящихся терактах. Она утверждает, что на следующий день после трагедии иракская версия действительно рассматривалась на правительственном совещании, но ни в коем случае не как единственная, а как одна из возможных (поскольку США уже воевали с Ираком). Райс также уверена, что победа в Ираке помогла в борьбе с терроризмом.

Советник президента по национальной безопасности – одна из самых верных соратников Буша. Она начинала работать еще с его отцом, около 15 лет назад, в качестве помощницы по проблемам СССР. Кондолиза Райс – убежденная "правая", свои взгляды она неоднократно высказывала в статьях и речах. По ее мнению, США нужна сильная, боеспособная армия, оснащенная самыми современными средствами. Тем не менее, она против роли "всемирного полицейского", которую пытаются навязать своей стране некоторые американские политики. Райс считает, что возможность военного вмешательства США в международную политику должна рассматриваться исключительно с точки зрения интересов страны. Помимо своей политической деятельности, Райс является членом Совета директоров и владельцем пакета акций в компании Chevron, назвавшей танкер ее именем; также она состоит в международном совете банка J.P. Morgan.

Выбор читателей