Космический младенец в созвездии Тельца

Обнаружена самая молодая планета во Вселенной, которая опровергает все научные теории. Новый телескоп Spitzer показал ученым, что звезды и планеты образуются в космосе буквально на каждом шагу

С помощью нового телескопа Spitzer ученые из NASA получили свидетельства существования самой молодой планеты во Вселенной. Она существует на свете менее 1 млн лет.

Солнце новорожденной – звезда CoKu Tau 4 в созвездии Тельца, которая находится от нас на расстоянии 420 световых лет. Разглядывая ее в телескоп, ученые обнаружили в звездной пыли четкий след. Несмотря на то что могут быть и другие причины, наиболее вероятно, что этот отпечаток оставлен молодой газовой планетой, которая притянула к себе пыль и космический мусор, подобно пылесосу. Поскольку возраст светила – около 1 млн лет, следовательно, вращающаяся вокруг него планета еще младше.

В общем-то, этого просто не может быть. Во всяком случае, официально признанные теории формирования планет могут рухнуть под тяжестью "малыша". Ведь до сих пор считалось, что эти небесные тела образуются из звездной пыли под действием сил притяжения, для чего требуются миллиарды лет. И в самом деле, до сих пор ученые ни разу не находили планет, чей возраст не насчитывал бы нескольких миллиардов – например, "обитатели" Солнечной системы прожили уже 4,5 миллиарда.

Еще одно революционное открытие – целый планетный "детский сад" в созвездии Центавра, на расстоянии в 13,7 тыс. световых лет от Земли. Как минимум две звезды в регионе RCW 49 окружены планетоформирующим облаком из пыли и газа, а по итогам предварительного анализа такие оболочки могут иметь все 300 светил. Кроме того, с помощью Spitzer ученые выяснили, что зарождение новых звезд и планет происходит во Вселенной в огромных масштабах.

Но это еще не все. В пылевых облаках, окружающих молодые звезды возрастом всего-то в несколько сотен тысяч лет, обнаружено значительное количество органики. Светила буквально плавают в частицах льда, состоящего из воды, метилового спирта и двуокиси углерода. А значит, возникновение жизни на планетах, которые будут вращаться вокруг этих солнц, весьма вероятно.

"Да мы чуть со стульев не попадали. С ума сойти!" - отбросив всякую академическую сдержанность, прокомментировал эти открытия астроном Висконсинского университета доктор Эд Черчвелл.

Новый телескоп, запущенный на орбиту в августе 2003 г., вращается вокруг Солнца. На нем установлено оборудование, позволяющее обнаруживать слабо излучающие тепло объекты, в том числе и такие же неяркие (по галактическим меркам) звезды, как наше Солнце.