Французские евреи обиделись на Шарона

Серьезным международным скандалом обернулось выступление израильского премьера Ариэля Шарона, который обвинил Францию в разнузданном антисемитизме и призвал евреев срочно переезжать на историческую родину




Неосторожно сказанное слово может, как известно, привести к непредсказуемым последствиям. Несмотря на это, в последнее время язык развязался буквально у всех публичных людей. Стоит только вспомнить итальянского премьера Берлускони с его неполиткорректными высказываниями, нецензурную критику артистов в адрес Буша или захлестнувший Россию скандал певца-матерщинника с представительницей прессы. И если противостояние звезд с журналистами вечно и только развлекает публику, то политикам все же следует подбирать слова тщательнее.

Вот захотел глава израильского правительства, чтобы все евреи из Франции переселились на свою историческую родину, которая уже многие годы стремится собрать под свое крыло граждан всего мира, хоть как-то причастных к данной национальности. Чтобы призыв был более действенным, Шарону пришлось немного припугнуть сородичей.

Выступая перед участниками ежегодной конференции американо-еврейской благотворительной организации "Магбит", он заявил: "Я хотел бы дать нашим братьям во Франции совет: переезжайте в Израиль как можно скорее. Я говорю это всем евреям мира, но там это особенно актуально, и переезжать нужно немедленно". По словам чиновника, в стране "царит разнузданный антисемитизм, спровоцированный еще и тем, что 10% населения исповедуют ислам".

Французы, естественно, обиделись, а сотрудники местного МИД назвали эти слова неприемлемыми и потребовали немедленных разъяснений у представителей израильского правительства. В ответ было заявлено, что Шарон высоко оценивает усилия Франции по борьбе с антисемитизмом, однако нынешняя демографическая ситуация в этой стране опасна для еврейского населения, что и является поводом для эмиграции в Израиль.

Однако такой ответ французов не удовлетворил. Дошло до того, что Шарону, собиравшемуся в ближайшее время посетить страну, поездку придется отложить. Президент Жак Ширак сообщил израильскому премьеру следующее: "Спустя несколько недель переговоров о возможности вашего визита стало ясно, что он невозможен, и мы не желаем видеть вас во Франции после ваших заявлений".

Надо сказать, что местные евреи также не поняли и не оценили порыв Шарона. По мнению Ришара Праскье, члена Представительского совета еврейских организаций, политик подлил масла в огонь. "Мы не можем поддержать эти заявления, поскольку они не соответствуют действительности. Евреи во Франции оказались в сложной ситуации, и наша община смотрит в будущее с тревогой, но мы уверены в том, что политический класс предпримет необходимые усилия для борьбы с антисемитизмом. Это правда - есть евреи, которые задают себе вопрос, надо уезжать или не надо. Но покидать страну так, как предлагает Шарон, означало бы признать поражение, существование неконтролируемой ситуации, чего нет во Франции".

Это мнение поддерживает Марк Кнобель, политолог и специалист по проблемам антисемитизма. "Осторожность, – говорит Кнобель, – должна быть первым правилом для премьер-министра, когда он говорит о другой стране и об опасностях, которые грозят населению. Шарон не соблюдает осторожность. Термин "разнузданный антисемитизм" совершенно неприемлем. Ситуация во Франции сложная, но правительство до последнего времени делало все, что необходимо".

Теперь Шарону, если он еще не передумал посетить опасную Францию, надо придумать убедительные объяснения своему поступку. Только после этого власти европейской страны согласны рассмотреть вопрос о возможности визита главы израильского правительства.

И первый шаг к примирению израильский премьер уже сделал. Он передал через своего пресс-секретаря послание, в котором утверждает, что его неправильно поняли. Он указал лишь на то, что место для евреев Франции и всего мира – в Израиле и произнес теплые слова в адрес французского правительства, которое ведет борьбу с антисемитизмом.

Выбор читателей