Сценарий захвата "ЮКОСа" был предсказан год назад

Еще прошлым летом в прессе появилась расшифровка тайной беседы серого кардинала Кремля с неким нефтяником. Первый подробно изложил сценарий ликвидации "ЮКОСа", который сбылся до мельчайших деталей




Год назад на некоторых сайтах Интернета появились распечатки якобы перехваченных телефонных переговоров главы "Роснефти" Сергея Богданчикова и руководителя президентского секретариата Игоря Сечина. В те же дни это событие было отмечено "Новой газетой". Суть комментария состояла в том, что в ходе бесед якобы высокопоставленного чиновника и якобы близкого к власти предпринимателя, а также якобы политолога Белковского обсуждался возможный и желательный наезд на Ходорковского. Политические планы и амбиции последнего внушали Кремлю немалые опасения, и распечатка "лишнего подтверждения" сложившейся к тому моменту конфликтной ситуации не могла не заинтересовать следящих за властными разборками. Внимание тогда привлекла не столько тема этих бесед – разрабатываемая атака на "ЮКОС" и его главу, – сколько фигуры собеседников.

В самом деле, 43-летний питерец и соратник Путина до поры до времени был одной из руководящих "серых мышек". Он избегал общения со СМИ, не был известен ни особо мудрыми высказываниями, ни участием в каких-либо важных официальных мероприятиях. Тем не менее сам факт его "близости к телу", участия в разработке кремлевской политики и важной роли в раскладе власть имущих никто не отрицал. Где бы ни работал Владимир Владимирович – в питерской мэрии, Администрации президента, ФСБ, правительстве, снова в Кремле, – Сечин как тень следовал за ним в качестве ближайшего помощника. Но до определенного периода никакого отношения Сечина к принятию решений по экономическим вопросам видно не было (разве ли что отмечались его близкие отношения с главой "Межпромбанка", неформальным любимцем Кремля Сергеем Пугачевым).

В отличие от чиновника вышеупомянутый 47-летний предприниматель Сергей Богданчиков считался карьерным нефтяником. Более 20 лет он ничем, кроме предприятий нефтегазового комплекса, не интересовался, совершив свой главный карьерный скачок еще при Ельцине. В 1997 г. гендиректор далекого от столицы "Сахалинморнефтегаза" был назначен вице-президентом НК "Роснефть", а через год стал и руководителем этой крупнейшей госкомпании.

Вернуться к истории годичной давности вынуждают две причины. Во-первых, тот факт, что предсказанный в тех опубликованных материалах ход событий подтвердился. Именно с лета пошел мощный накат на Ходорковского и его компанию, и одним из основных направлений удара стал поднятый шум вокруг людей из "ЮКОСа" в предвыборных списках КПРФ (а этот аспект, в частности, приводился в распечатках). Кроме того, как-то подзабылось, что еще за две недели до ареста Платона Лебедева и первых допросов Ходорковского и Невзлина глава "Роснефти" написал в Генеральную прокуратуру заявление, "посвященное" главе "ЮКОСа". Сергей Богданчиков обвинил руководство компании в воровстве 19% акций "Енисейнефтегаза". То есть первый донос на Ходорковского сделал именно его основной конкурент на нефтяном рынке. И становятся понятны приведенные в якобы радиоперехвате слова: "Лицом в пол. Сесть не сядут, но обоср…ся. Три дня в Бутырке, и он поймет, кто в лесу главный".

Во-вторых, недавно новым председателем Совета директоров НК "Роснефть" был избран не кто иной, как нынешний заместитель руководителя Администрации президента Игорь Сечин. До последнего времени служащие такого ранга и такого аппаратного веса (а Сечин считается серым кардиналом при главе Администрации президента Дмитрии Медведеве) руководили лишь советами директоров госмонополий, РАО "ЕЭС России" и "Газпрома". На сегодняшний день "Роснефть" – шестая по объему добычи нефти компания России, и внешне назначение в нее Игоря Сечина выглядит как нарушение общепринятых понятий о том, пост в какой госкомпании достоин чиновника такого уровня.

Впору вспомнить еще одну цитату из тех скандальных материалов, приписываемую Сечину: "Если мы думаем на четыре года вперед, то мы думаем уже сейчас. Консолидируем ресурсы, начинаем работать. В принципе ни для кого это сюрпризом, я говорю, не будет".

Если рассматривать эту историю вкупе, то вырисовывается интересная картина. События, происходящие уже в течение года вокруг "ЮКОСа", упорные слухи о его грядущей национализации или как минимум "раздраконивании" не могут не касаться "Роснефти", которая стоит первой в очереди за "наследством". И опять-таки "в струю" цитата из прошлогодних материалов (якобы Сечин – якобы Богданчикову о конкретно Ходорковском): "…Мы работаем теперь, мы теперь его останавливаем и идешь ты…"

И сейчас речь идет не просто о каких-то долях или акциях, а о якобы обещанной "политическим руководством страны" возможности получить корону главного нефтяного магната всея Руси. В обмен Кремль получает очень толстый кошелек. Более того, в политических кругах муссируются слухи о формировании большого энергетического холдинга, в который войдут "Роснефть" и "Газпром", руководимый еще одним путинским выдвиженцем Алексеем Миллером.

Назначение Игоря Сечина, считающегося во властных сферах одним из глав "ястребов", то есть сторонником уничтожения "ЮКОСа" как компании, на руководящий пост в "Роснефти" может означать, что замглавы Администрации президента решил лично вмешаться в битву на нефтяном рынке России. А это, в свою очередь, не могло произойти без высочайшей санкции.

Видимо, близость Сергея Богданчикова к кремлевским питерцам посчиталась кому-то недостаточной. Или неоднозначная личность и его прошлое не вызвали полного доверия и его решили уравновесить "честным питерцем" Игорем Сечиным.

Опять-таки, если вспомнить прошлогодние материалы в Интернете и "Новой газете", дуэт Богданчиков - Сечин сложился не вчера. И доказал свою эффективность, приняв самое активное участие в свержении казавшегося неуязвимым олигарха. Вполне реально, что теперь перед связкой предприниматель - чиновник поставлена новая задача: обеспечить кремлевскую команду мощным финансовым ресурсом.

Так что же на самом деле произошло год назад? В самом деле, в широкий доступ попал сценарий действий власти или кто-то вбросил "дезу" и нежданно-негаданно попал в яблочко? Или это была так хитро переданная "черная метка", непонятая или отвергнутая адресатом? Как говорилось в известном фильме, "что это, Бэрримор?" Ответа нет. Пока…

Выбор читателей