Теракт в Беслане взорвет ситуацию на Кавказе

То, чего так боялись все здравомыслящие люди, случилось: спецназу пришлось войти в здание бесланской школы и открыть огонь. Теперь аналитики в один голос говорят о предстоящих кавказских войнах. Воевать будут все со всеми


Фото AP



Школьники и их родители в Беслане освобождены. Фотогалерея

Террористы превратили бесланскую школу в руины. Кадры с места событий

Хроника освобождения заложников

То, чего так боялись все здравомыслящие люди, случилось: спецназу пришлось войти в здание бесланской школы и открыть огонь. В результате более 200 убитых и серьезные опасения относительно будущего спокойствия на Кавказе. Предположения о том, что, случись штурм здания, произойдет нечто страшное, высказывались сразу после захвата детей боевиками. Даже доктор Рошаль, впервые появившись на экране, начал говорить не о состоянии заложников, а о том, что надо понимать ситуацию и сдерживать эмоции...

Первое и самое очевидное предположение: может вновь разгореться давний конфликт между осетинами и ингушами. Его корни уходят еще в начало прошлого века, когда во время гражданской войны чеченцы и ингуши (мусульмане) встали на сторону большевиков, а христиане осетины присоединились к белым, делает экскурс в историю итальянская газета Corriere della Serra. После победы Красной армии, несмотря на свою приверженность коммунистическим идеям, ни чеченцы ни ингуши не получили того, чего ожидали. Первым не предоставили обещанную свободу, а вторым Сталин предпочел бывших противников советской власти осетин. В результате во время Второй мировой войны мусульмане приветствовали Гитлера. В отместку сразу после победы чеченцев и ингушей выкинули из своих домов и отправили в Среднюю Азию. Пришедший затем к власти Хрущев позволил им вернуться. Однако в своих домах ингуши обнаружили живущих там осетин.

В апреле 1991 г. власть приняла закон о реабилитации репрессированных народов, который не очень-то устроил ингушей, и они попытались своими силами вернуть потерянные земли. Однако осетины обратились за помощью в Центр, и он подавил ингушское восстание.

"Федеральное правительство потратило массу сил, средств и времени, чтобы добиться возвращения беженцев на места постоянного проживания, – заявил в интервью газете "Время новостей" глава Государственной телерадиокомпании Северной Осетии, в недавнем прошлом министр этой республики по делам национальностей Сергей Тоболов. – Причем особенно сложно было уговорить осетинских сельчан, пострадавших во время конфликта, позволить ингушам вновь вернуться во внутренние части сел. Представители местного самоуправления фактически препятствовали такому возвращению, опасаясь возобновления конфликта и ссылаясь на то, что морально-психологический климат для совместного проживания не созрел. В последние годы ситуацию удалось постепенно сдвинуть с мертвой точки. Но сейчас результаты 12-летней работы могут быть перечеркнуты нападением террористов на Беслан. Даже в самом лучшем случае процесс примирения окажется приостановлен". (В пятницу вечером со ссылкой на ингушские Интернет-СМИ появилась информация о том, что в приграничном с Ингушетией североосетинском городе Чермен захвачены ингуши. Позже выяснилось, что захвата заложников не было, возникла массовая драка и поножовщина.) Кстати, Беслан находится на самом краю Пригородного района, который и стал "яблоком раздора" между осетинами и ингушами. В случае, если вновь начнется активная фаза осетино-ингушского противостояния, на помощь североосетинским братьям, как это было 12 лет назад, придут не только южные осетины, но и абхазы, те, кто отстаивает свою независимость перед Грузией.

В то же время заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии Российской академии наук Сергей Арутюнов считает, что конфликт в Пригородном районе может способствовать урегулированию южноосетинской ситуации. "Внимание России будет отвлечено от Южной Осетии, а ведь именно Россия препятствует разрешению кризиса. События в Северной Осетии, как ни цинично звучит, могут заставить Россию формировать мирный процесс на юге. Его итогом может стать настоящая автономия Южной Осетии в составе Грузии. Желательно, чтобы эта автономия была подкреплена международными гарантиями. Россия не любит международных гарантий, она сама привыкла гарантировать, но, к сожалению, из этого у нее мало что получается. А если миротворцы будут не только российские, грузинские и осетинские, а еще гондурасские и малайские, то ничего страшного в этом нет". При этом Арутюнов считает, что зоной повышенного внимания должен стать Дагестан. "Там могут начаться очень серьезные дела в связи с противостоянием Махачкалы и "северной оппозиции" из Хасавюрта". А оно, в свою очередь, может привести к "страшному аваро-даргинскому противостоянию".

Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров, комментируя АПН последние события, добавляет в возможный конфликт еще одну заинтересованную сторону. По его мнению, ситуацию в Северной Осетии необходимо рассматривать "в контексте обострившейся борьбы за контроль над Закавказьем между Россией и англосаксонскими державами". Осуждение США и Великобританией президентских выборов в Чечне свидетельствует о политической поддержке чеченских террористов, кроме того, они предоставляют политическое убежище чеченским эмиссарам, а британские спецслужбы готовят чеченских взрывников. Причина такой активизации спецслужб на Северном Кавказе, по словам Александрова, – позиция России, которая не собирается уступать свое влияние в Южной Осетии. Дестабилизировав ситуацию на Северном Кавказе и внутри страны, Запад сможет оттеснить Россию из Закавказья.

Выбор читателей